Стабильное разнообразие имен и замысловатость комментариев — угадываемые черты новой выставки «Объяснение другому», открывшейся в галерее «Ателье Карась». Сама экспозиция — продолжение, часть протяженного, рассчитанного на год проекта «Диалог с цитатой». Идея Евгения Карася и его помощников проста — собрать в рамках одного выставочного цикла два десятка заметных украинских живописцев, которые бы предоставляли в каждой новой фазе проекта по одной своей новой работе. Явное противоречие этого замысла — в том, что слишком уж разные личности — как по манере, так и по владению ремеслом — собраны вокруг этого странноватого конвейера картин. Очевидное достоинство «Диалога», в свою очередь, в том, что среди всепобеждающей экспансии актуального, видео-медиа-компьютеризованного искусства у киевлян не слишком много возможностей насладиться именно хорошей, со смиренным мастерством сделанной, живописью. С этой точки зрения «сборные солянки» у Карася служат отличной отдушиной для поклонников традиционных художественных технологий.
В действительности, практически каждый участник экспозиции хорошо знаком завсегдатаям «Ателье», ибо практически всех их галерея уже выставляла в индивидуальном формате. Новизна полотен, составляющих «Объяснение «Другому», вроде сомнений не вызывала — практически ни одно из них, по крайней мере, не показывалось на других вернисажах. Вопрос, как и прежде, еще с начала проекта, оставался в следующем: на каком идейном, концептуальном или художественном базисе собраны столь разные персоны? Пока что остается ощущение, что основа эта — сугубо колористическая. Так, если предыдущая выставка цикла, «Мир как текст, где уже все сказано» оставляла ощущение. что произведения подбирались по насыщенности синим, то ныне царили преимущественно темные тона. В этом смысле подлинным сюрпризом оказался «черный» Тиберий Сильваши — мастер ярких, контрастных абстракций внезапно сменил настроение, уйдя в несколько хмурую, ровную мизантропию «Около полуночи». В этом контексте небольшая работа Матвея Вайсберга, инспирированная безумствами барочного гения Караваджо, смотрелась более закономерно. Остался верен себе Бадри Губианури, выставив столь же загадочное, сколь и светящееся изнутри особым настроением, неназванное полотно. Создать контраст всеобщей серьезности пытались Александр Друганов (трижды по шесть «Мишек на юге» из серии «Старение — мать учения») и Владислава Шерешевский (изображение, красным по зеленому, детского велосипеда носило столь же задорное имя «Украи-на»). Однако, объясниться с Другим — человеком, художником, окружающим бытием, только через смех — невозможно...
Итак, еще одна выставка, еще несколько отличных и полтора десятка хороших картин. Названия следующих частей «Диалога» — пафосные и многообязывающие: «Современность искусства», «Проникновение в потаенное», «Возвращение автора». Интрига в проекте, как и в любом повествовании, немалая. Удастся ли организаторам создать некую новую ситуацию в арт-мире Киева, насытить ее неизведанными сюжетами, или хотя бы объяснить ее — а, значит, сдвинуть в новом, непредсказуемом направлении, — будет ясно лишь в конце года. Пока что в этом диалоге вопросы превалируют над ответами.