Изменилось, пожалуй, самое знаменитое место в Одессе — та часть Приморского бульвара, где над Потемкинской лестницей возвышается памятник Дюку де Ришелье. Между памятником и лестницей временно установлен большой красный куб. Это инсталляция немецкого художника Курта Флекенштейна, которая так и называется — «Красный Куб у Потемкинской лестницы».
Куб простоит у памятника до середины июля. Размеры куба — 6х6х6 метров. Его цвет отражает настроение фильма, в котором рассказывается о трагических событиях восстания на броненосце «Потемкин», который поразил немецкого художника. В своей работе автор решил соединить тенденции мирового современного искусства с исторической ретроспективой. «Красный Куб», чей цвет символизирует «накал революционных» страстей, напоминает о непосредственно связанных с Одессой исторических событиях 1905 года — восстании на броненосце «Князь Потемкин Таврический» и знаменитом фильме Сергея Эйзенштейна.
«Форма куба стала интересна для меня тем, что находится в контрасте с геометрией улиц, окружающих Потемкинскую лестницу. В то же время сам куб, его строгие линии ни в коем случае не являются конкуренцией классической скульптуре де Ришелье», — подчеркнул Курт Флекенштейн.
Одесситы относятся к инсталляции спокойно. «Главное, чтобы этот куб отсюда таки убрали, а не оставили непонятно зачем», — волнуется коренная одесситка Евгения Гринберг.
Куб изготовлен из дизайнерской сетки красного цвета. Внутри расположена клумба из живых цветов, на ней стоит детская коляска — главный элемент, который, по замыслу автора, «подтверждает свершившийся переход из прошлого в настоящее».
Курт Флекенштейн — потомок немецких колонистов, в 1825 году поселившихся в нынешней Одесской области. Сам он родился в Германии в 1949 году. Окончил Мюнхенский университет Вайенштефан (кафедра ландшафтной архитектуры и изобразительных искусств). Защитил докторскую диссертацию в университете Кайзерслаутерна. Автор трудов в области природного ландшафта: «Баварская Академия за сохранность природы и окружающей среды», «Природа и закон». За исследовательскую деятельность награжден премией университета Карлсруэ. Активный участник регионального общества по защите окружающей среды вокруг рек Рейн и Неккар.
Курт Флекенштейн участвовал в создании современного архитектурного дизайна многих городов Германии, Австрии, Швейцарии: Дармштадта, Гейдельберга, Зальцбурга. С 2003 года реализует собственные художественные проекты: в основном они представляют собой объекты и инсталляции, размещенные в различных общественных местах и на открытых пространствах. Живет и работает в Мангейме и Вроцлаве.
Лента классика мирового кино Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» была снята к 20-летию первой русской революции. Сценарий был основан на реальных событиях, произошедших в Одессе в июне 1905 года, когда команда подняла восстание и захватила корабль.
Премьера фильма состоялась в Москве 5 декабря 1925 года. Уже в 1926-м он был признан Американской Киноакадемией лучшим фильмом, а в 1954-м — «одним из лучших». В 1958 году по результатам международного опроса критиков в Брюсселе (110 голосов из 117) назван первым в числе 12-ти лучших фильмов всех времен и народов. Первым среди ста лучших фильмов «Броненосец» был признан и по итогам опроса киноведов мира в 1978 году.
До сих пор эта картина остается одним из самых значительных явлений мирового киноискусства. Фильм многократно становился объектом цитирования, причем в большинстве случаев особенного внимания удостаивалась легендарная сцена расстрела на Потемкинской лестнице. Так, кадр с катящейся по ступеням детской коляской отражен в десятках фильмов, снятых разными режиссерами в разных странах. Среди них: «Возвращение «Броненосца» Геннадия Полоки (1996, Россия — Белоруссия), «Гудбай, Ленин» Вольфганга Беккера (2003, Германия) «Kebab Connection» Анно Зауля (2005, Германия), «Голый пистолет 33 1/3» Питера Сигала (1993, США), «Неприкасаемые» Брайана де Пальма (1987, США) и др.
КСТАТИ
В центре Лондона появился коллективный портрет Британии
На Трафальгарской площади в центре Лондона стартовал проект скульптора Энтони Гормли под названием «Один и другой». Сто дней, с 6 июля по 14 октября, на пустующем пьедестале в течение часа будет стоять по одному британцу. С помощью 2400 добровольцев Гормли надеется создать коллективный портрет современного Соединенного Королевства.
Церемония открытия началась с незапланированного инцидента, сообщает Lenta.ru со ссылкой на The Guardian. Первой пьедестал должна была занять 35-летняя Рэчел Уорделл из Линкольншира, которая считает себя типичной матерью семейства и домохозяйкой, и решила впервые приобщиться к современному искусству. Однако до нее на пьедестал забрался человек, которого не было в списке участвующих. У него с собой был плакат с текстом: «Спасите детей! Запретите табак и курение на экранах». Стюарт Холмс из Манчестера, как он впоследствии представился журналистам, рассказал, что протестует против курения уже 26 лет.
Несмотря на то, что незваного участника перформанса сняли с пьедестала, организаторы заявили, что он дал отличный старт проекту. В частности, они отметили, что Холмс взобрался на постамент как Человек-паук (остальных доставлял на место специальный желтый подъемник) и, следовательно, смог заодно и согреться.
Каждый британец, задействованный в проекте, в течение часа волен заниматься всем, что ему вздумается. Желание стать «живой статуей» изъявили уже более 16 тысяч человек, прием заявок продолжается. Первые 615 участников мероприятия уже отобраны. Среди них — морской биолог, обещавший нарядиться в костюм фекалии, велосипедист, который будет крутить педали, чтобы вырабатывать энергию и с ее помощью подсвечивать свой костюм, а также 83-летний ветеран, который собирается передавать сообщения с помощью флажков. Прямая видеотрансляция с Трафальгарской площади ведется на сайте-проекта.
Проект Гормли поддержало руководство Лондона, на церемонии открытия присутствовал мэр города Борис Джонсон. Уже несколько лет мэрия предоставляет незанятый четвертый пьедестал Трафальгарской площади современным скульпторам.
В Шанхае установят копию быка с Уолл-стрит
В финансовой столице Китая — Шанхае — к февралю 2010 года возведут памятник атакующему быку, одному из главных символов Нью-Йорка. Об этом пишет газета The China Daily, отмечая, что Шанхай претендует на звание второго финансового центра мира после Нью-Йорка. Статуя в Шанхае будет намного больше той, которая установлена неподалеку от Уолл-стрит. Вес китайского быка составит шесть тонн, в то время как американский бык весит только 3,2 тонны.
Атакующий бык был придуман скульптором Артуро ди Модика (Arturo Di Modica). Он без ведома властей установил памятник 15 декабря 1989 года напротив здания нью-йоркской фондовой биржи (NYSE), назвав быка подарком городу. Полиция вынуждена была изъять скульптуру, но потом, под воздействием общественного мнения, решила установить скульптуру в парке Боулинг Грин напротив Уолл-Стрит, сообщает Lenta.ru. Среди финансистов «быками» обычно называются агрессивно настроенные инвесторы, которые скупают какой-либо товар в надежде на рост его стоимости в дальнейшем. В биржевой терминологии им противостоят «медведи» — трейдеры, ставящие на падение рынка.