Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Охотники за любовью

В театре «Колесо» премьера — «Месяц в деревне» Ивана Тургенева
11 апреля, 2006 - 00:00
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «МЕСЯЦ В ДЕРЕВНЕ» / ФОТО «ПРЕСС-КИТ»

Рядом с многочисленными водевилями, зарубежной драматургией ХХ века, украинской классикой, довольно ожидаемой можно считать появление русской пьесы Ивана Тургенева «Месяц в деревне» на сцене театра «Колесо», которая несколько лет назад стала предметом очередного творческого эксперимента Андрея Жолдака.

Несмотря на то, что сам Тургенев считал свое драматическое произведение малосценичным, постановка Ирины Клищевской, которая за свою режиссерскую деятельность не впервые обращается к текстам русского классика, доказала, что тургеневские персонажи довольно гармонично существуют даже в таком небольшом сценическом пространстве на Андреевском спуске.

Конфликт спектакля может восприниматься в различных плоскостях, однако касается он, в первую очередь, внутреннего мира каждого из персонажей — да, именно персонажей, ведь «Месяц в деревне» лишен главного героя: в таком бессодержательном мире, изображенном в пьесе Тургенева, нет места героям и поступкам — только своеобразный круговорот мелких внутренних событий.

В маленькой замкнутой среде, как говорится, в «собственном соку» существуют действующие лица, которые собственно и не действуют, только пытаются реализовать свои чувства, влечение к любви, страсти, интриги в будничной и однообразной жизни, преисполненной бытовой вульгарщины, бездеятельности и отсутствия какого-либо смысла. Лень и тоска — вот основные лейтмотивы такого бытия — именно они превращают душевные порывы каждого из персонажей в настоящий фарс. Не зря Михаил Ракитин (Сергей Ладесов) произносит довольно важную для понимания характеров спектакля реплику: «Тоска — это то, что скрыть невозможно». Именно поэтому медленная, слишком размеренная жизнь действующих лиц пьесы И. Тургенева и спектакля И. Клищевской, который по внутреннему менталитету так напоминает героев чеховского «Дяди Вани», собственными переживаниями сводят себя на нет, ведь их примитивные амбиции не имеют выхода и достойного применения.

Весь смысл существования персонажей состоит в «растрате» жизни, в завоевании сердец противоположного пола, хотя определенный момент лиризма, жажду любви можно заметить и в этом, ведь, по большому счету, каждый участник этой истории стремится к любви, несмотря на возраст и социальный статус.

Персонажи сценического произведения не эволюционируют, однако все же претерпевают некоторые внутренние колебания, что отражается на их поведении и понимании себя в этом обществе в зависимости от проявленных к ним чувствам.

Страдая от мук собственного достоинства, влюбленная в молодого юношу Наталья Петровна (Валентина Бойко), стесняется и скрывает собственные чувства, представляется жалкой и беззащитной. Однако с осознанием того, что ее любовь не отвергнута, выглядит как гордая, самовлюбленная королева, женские амбиции которой — удовлетворены. Вместе с тем не желает отпускать от себя своего друга сердца Ракитина, держа его, словно про запас, пугаясь одиночества и той же тоски.

Пугливый, совсем молоденький, несколько закомплексованный сирота Алексей Беляев (Вячеслав Стасенко), еще недавно стесняясь и по-детски боясь хозяйки дома Наталии Петровны, сначала воспринимает ее как взрослую властную женщину. Однако с осознанием того, что эта женщина в него влюблена, испытывает просто-таки кардинальные как внутренние, так и внешние изменения. И вот он уже не игривый непосредственный юноша, по-мальчишески наивный и несколько нерассудительный, а важный молодой человек в солидном костюме, который, правда, — его единственный праздничный наряд.

Молодая Верочка (Мария Груничева) терпит неподдельные страдания, понимая, что ее надежда на любовь Алексея является неосуществимой, да и с такой соперницей, как Наталья Петровна, которая в свое время согласилась ее содержать и воспитывать, ей, учитывая ее положение, не тягаться.

В большей степени абсурдность всего, что происходит в жизни персонажей, понимает Михаил Ракитин, который более тонко ощущает игру каждого, а особенно Натальи Петровны, в которую он влюблен. Образ Ракитина, возможно, является наиболее трагическим в этом трагикомическом сценическом пространстве, ведь его понимание ситуации является наиболее адекватным.

Однако кроме бездеятельности, поиска сердечных приключений и тоски, всех этих героев объединяют еще и большое желание любить и неизбывный страх перед одиночеством, что поддерживает лирическое начало спектакля. По жанру спектакль является скорее трагикомедией с фарсовыми элементами, поскольку героям трудно сочувствовать: их действия, монологи и диалоги вызывают или же доброжелательную улыбку, или же иронию. Причем некоторые персонажи словно предназначены добавлять в эту историю «искрометность», юмор, динамичность и непринужденность. Например, даже серьезные диалоги при участии Шпигельского (Виктор Шестаков) звучат комично, и сам спектакль приобретает другой темпоритм. И Елена Иванова, исполняя роль доброжелательной, непосредственной и веселой служанки Екатерины, получила во время спектакля «Месяц в деревне» не одного поклонника.

Однако перечисленные участники сценического действа, страдая и ощущая душевную дисгармонию, не пытаются противостоять обстоятельствам, ведь они привыкли именно к такому размеренному способу жизни, и поэтому любые экстремальные ситуации для них являются недопустимыми. Именно поэтому иронию вызывает и тот факт, что Ислаев (Станислав Колокольников) так и не замечает того, что делается за его спиной, а влюбленная Верочка дает согласие на брак с обеспеченным, старым и комичным Большинцовым (Олег Лепенец), который логично будет превращать эту непосредственную и милую девушку в хитрую «собирательницу любовников».

Кстати, все действия происходят в наивно-реалистических сценографических апартаментах — деревья, кусты, цветы в стиле парковой культуры (художник-постановщик Светлана Заикина) позволяют воспринимать переживание персонажей в совсем другом ключе — не сочувствуя, а созерцая все происходящее на сцене. Такую же роль играет и оригинальная музыка заслуженного деятеля культуры Юрия Шевченко, лиризм которой в этой театральной ситуации несет легкую улыбку. А костюмы позволяют зрителю просто получать эстетическое наслаждение. Главным в этом сценическом действе является его целостность — актерская, художественная, содержательная — она дает возможность воспринимать спектакль на одном дыхании. Но тот смех сквозь слезы, который возникает благодаря тексту Тургенева и постановке Ирины Клищевской с острыми актерскими специями, дают зрителю рецепт от духовной и интеллектуальной деградации: не довольствоваться покоем, активно действовать в жизни и, конечно, уметь читать классику, так как это делает творческий состав театра «Колесо».

Елена ВАРВАРИЧ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ