Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ориентир

Об уместности современного искусства на улицах Киева
2 октября, 2018 - 09:15
КИЕВ. АВТОР СКУЛЬПТУРЫ — БОГДАН РАЦА / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

В печати столичной и в кругу Фейсбук-блогеров — небольшой шум. Причина смятения — рука. Точнее, ладонь. Синего цвета. Высотой 3 метра. На небольшом постаменте.

Стоит она в начале бульвара Шевченко, напротив Бессарабского рынка, немного ниже бывшего памятника Ленину, ребром к тротуарам. С обеих сторон — тыльная: если смотреть от Бессарабки, то выглядит как левая, если от Ленина — как права. Автор назвал композицию «Средний путь» (Middle Way).

Автора звать Богдан Раца. Ему 34 года, он из Румынии. Учился скульптуре в Западном университете Тимишоары (2003-2006). В 2008 году получил степень магистра в области скульптуры в Бухарестском национальном университете искусств, в 2012-м — степень PHD в Западном университете Тимишоары.

В ранний период Раца использовал собственное тело в качестве модели. В дальнейшем строил образы на основе человеческой анатомии. С почти хирургической точностью, воспроизводя руки, ноги, локти и торсы, сочетая их с более абстрактными элементами, выработал собственный оригинальный стиль. Самые известные работы — Punk (2008), Torsso (2008), Lonely (2011), The Cure (2010), Tits (2010), The Pressure (2015).

Идею Middle Way Раца впервые реализовал в 2014 году. С тех пор подобные руки он уже успел установить в Ливерпуле, Порто, Лиссабоне и Бая-Маре (Румыния). Те работы — красного цвета. У нас же — вполне резонно — остановились на синем. Все эти скульптуры установлены в рамках проекта «Moving monuments» («Движущиеся памятники»).

Над инсталляцией на бульваре не посмеялся разве что только ленивый. Лучший демотиватор появился в Сети где-то в пятницу: нарисовано так, что рука — это часть какого-то подземного колоса, голова которого выглядывает из-под земли на острове Пасхи, а ноги — это Стоунхендж в Великобритании.

ЛОНДОН. РАБОТА КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ХУДОЖНИКА ДЕВИДА ШРИГЛИ / ФОТО РЕЙТЕР

А впрочем, возмущение в основном патетическое и без тени юмора: как смел автор исказить прекрасный древний город Киев, как такой гадостью можно портить нашу высокую культуру!

Аргументы о том, что скульптура временная, что Ливерпуль и Лиссабон не менее древние и прекрасные, что район инсталляции и так застроен высококультурными — аж повеситься хочется — советскими и новыми домами, не действуют. Переполох кажется особенно смешным еще и ввиду того, что буквально в сотне метров от «Среднего пути» находится Центр Пинчука, который выставлял вещи намного более радикальные, и не только в своих стенах, но и в прилегающих кварталах.

Цель у Богдана Рацы с этими странными ладонями всегда одна: показать, что город, где скульптура установлена — место мира и понимания. Этакое художественное хипповство.

Но, как бывает с публичными работами, киевский Middle Way очень быстро нарастил собственное поле определений. Первое, что, конечно, приходит в голову — это некая издевательская реплика на шаблонный образ вождя мирового коммунизма, которого обычно изображали как раз с протянутой указывающей рукой.

Также синей как определение привязан к воде, поэтому рука может считаться одним из символов Днепра — который всегда объединял несмотря на все попытки других государств разделить ее. А двухсторонность — полностью адекватное высказывание относительно единства Украины: Восток и Запад, при всех «но», действительно неразделимы.

Одно слово, вполне позитивные интерпретации.

Более того.

Появление «Среднего пути» и шум вокруг него в очередной раз активизирует вопрос относительно дальнейшей судьбы этой киевской локации.

Постамент из-под Ленина уже 4 раза становился основой для разных арт-проектев. Скульптура Рацы просто продолжает эту тенденцию, согласно которой когда-то официальное и нудное место должно стать, — да и уже стало — площадкой для художественных экспериментов. Аналоги в мире есть.

Так, например, на одной из важнейших площадей Лондона — Трафальгарской — уже много лет действует проект «Четвертый постамент».

Как известно, постаменты по углам Трафальгарской площади построены в 1841 году. На три постамента установили скульптуры британских государственных деятелей (Георг IV, Генри Хейвлок и Чарльз Джеймс Напир). Четвертый оставался пуст. С 1998 года постамент предоставляется Королевским обществом опеки искусств в пользование современным скульпторам.

Основанный Обществом проект-конкурс «Четвертый постамент» был возглавлен Совещательной группой во главе с писателем сэром Джоном Мортимером и искусствоведом Ричардом Корком. Первый конкурс вызвал ажиотаж: одних только тем было насчитано 328, а число участников превысило восемь тысяч.

В 1999 году власть Лондона решили установить на Четвертом постаменте скульптуру Христа («Ecce Homo») работы современного художника Марка Воллингера. Статую в 2000-м заменила скульптура Билла Вудро, а ее, в свою очередь — арт-объект британской художницы Рэйчел Уайтред. Он представлял собой... перевернутый слепок внутреннего объема постамента, иначе говоря — памятник постамента в зеркальном отражении, выполненный из прозрачного пластика. Открыл инсталляцию министр культуры Великобритании Крис Смит. Он отметил:

— Это не просто прекрасное произведение, которое отражает собой движение и суматоху центрального Лондона, он еще и создает покой. А это краеугольный камень всего нашего замысла. Несмотря на то, что горсточка скептиков может сказать, якобы произведения искусства должны храниться в музеях, я считаю, что чем больше мы будем нести искусство в народ, тем лучше.

Сложно, кстати, представить себе подобные слова из уст наших культуртрегеров.

В 2009 году на постаменте, согласно замыслу скульптора Энтони Гормли (кстати, выставлялся в Центре Пинчука), в течение 100 дней, сменяя друг друга, стояли живые люди.

В 2010-м на постаменте была размещена работа художника нигерийского происхождения Йинка Шонибаре, изображавшая модель английского военного корабля в бутылке с африканскими тканями вместо парусов.

23 февраля 2012-го установили скульптуру скандинавского дуэта Майкла Элмгрина и Ингара Драгсета «Бессильные структуры. Фигура 101», изображавшую мальчика на игрушечной лошадке. Инсталляцию открыла британская актриса и фотомодель Джоанна Ламли.

25 июля 2013-го постамент увенчал огромный синий петух — произведение немецкой художницы Катарини Фритч, которое так и называлось — «Петух».

И так далее и тому подобное.

Мы, мне кажется, ничем не хуже лондонцев.

Просто Киеву пора наконец начать воспринимать себя как столицу современного европейского государства, а не как российский губернский центр, больше всего гордящийся своей затхлостью.

Сказали «А» — должны сказать «Б». Сделали политическую революцию — делаем революцию художественную.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ