Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Оскар» 80-й: триумфы без сюрпризов

Американская киноакадемия объявила обладателей самой престижной награды в мире кинематографа
25 февраля, 2008 - 20:13
АКТЕРЫ «ОСКАРОНОСЦЫ-2008»: ДЭНИЭЛ ДЭЙ-ЛЬЮИС, ТИЛЬДА СУИНТОН, МАРИОН КОТИЙЯР, ХАВЬЕР БАРДЕМ / ТРИУМФАТОРОМ ПРЕМИИ СТАЛ ФИЛЬМ «СТАРИКАМ ЗДЕСЬ НЕ МЕСТО» БРАТЬЕВ КОЭНОВ (ВСЕГО ИХ ЛЕНТА ПОЛУЧИЛА ЧЕТЫРЕ ЗОЛОТЫХ СТАТУЭТКИ), КОТОРЫХ ПОЗДРАВЛЯЕТ МАРТИН СКОРСЕЗЕ

Объявление победителей в соревновании за премию этого года Американской киноакадемии «Оскар» особых сюрпризов не принесло. Лучшим фильмом, как и предполагалось, признали «Старикам здесь не место», получившем статуэтки в категориях «лучший фильм», «режиссура» (Джоэл и Итан Коэны) и «адаптированный сценарий» (они же), лучшая мужская роль второго плана (Хавьер Бардем).

Режиссура и сценарное мастерство Коэнов действительно близки к виртуозным. В определенный момент акцент смещается с одного персонажа — которого мы уже практически привыкли считать главным — на второго, потом на третьего и так далее; это чем-то похоже на импровизационный джаз, когда время от времени начинает солировать тот или иной инструмент, но никогда с уверенностью нельзя сказать, что именно он будет определять конечный результат. Значительную часть фильма режиссеры удачно концентрируют внимание на противостоянии между ветераном Вьетнама Ллевелином Моссом (тот, кто взял деньги наркомафии, в исполнении Джоша Бролина) и его преследователем, безжалостным убийцей Антоном Чигуром (Хавьер Бардем). Понятно, что первый — хороший парень, а второй — очень плохой, и симпатии должны быть на стороне умного и мужественного Мосса, который одолеет злодея и вернется к любимой жене с деньгами. Но ведь это и история Чигура тоже. Бардем — прекрасный актер, с прекрасной европейской школой, его роль во «Внутреннем море» испанца Алехандро Аменабара отметили как лучшую на Венецианском фестивале в 2004 году. Партия Чигура тоже стоит наград — это такой современный самурай, улыбчивый и безжалостный, азартный игрок с судьбой — своей и своих жертв, — который, как в конце выясняется, и сам такая же игрушка Фатума. Красота этого фильма заключается в том, что у каждого здесь своя правда, поэтому нет правых и виноватых.

Самым серьезным соперником фильма Коэнов была драма «Нефть» (режиссер — Пола Томас Андерсон); в итоге, опять же прогнозировано, статуэтку отдали Дениэлу Дей-Льюису как лучшему исполнителю мужской роли.

Что касается «Нефти», то почему-то вспоминаются такие классические сюжеты, как «Дон Жуан» или «Макбет». Потому что речь идет о сильном человеке — нефтедобытчике Дениэле Плейнвью (Дениэл Дей-Льюис), поставившем себя над законами и человеческими, и божьими. Мы наблюдаем за его постепенным восхождением к богатству и власти с самих низов. Безусловно, «Нефть» — это монодрама, эпос одного героя, сыгранного Дей-Льюисом. Этот британский актер в 1990 году получил «Оскар» за роль больного церебральным параличом в ирландско-британской картине «Моя левая нога: история Христи Брауна», заметной была его роль бандитского главаря Билли-мясника в «Бандах Нью-Йорка» Мартина Скорсезе. У Андерсона он сохранил похожий типаж — все тот же усач с густыми бровями, внимательными глазами и опасной улыбкой. Ему неинтересно с людьми, он видит их насквозь со всеми их инстинктами; зная, что нет правды на земле, он, очевидно, уверен, что нет ее и выше. Но вот что странно — при всем том, что Плейнвью идет по головам, что он легко нарушает обещания, убивает, отрекается от собственного сына, в нем есть что-то такое — и это в равной мере заслуга и режиссера, и исполнителя, — что завораживает, привлекает взгляд, заставляет сочувствовать. Для Дей-Льюиса эта роль, безусловно, является самым высоким достижением, она ставит его в ряд с такими именами, как Брандо и Аль Пачино. Восстание Дениэла продолжается до последнего, он идет даже на хитрости, становясь притворно набожным, образцовым гражданином — но лишь для того, чтобы под конец нанести свой самый мощный удар по всей фальшивой морали, которую он так ненавидит. Возможно, это донжуановский бунт против Бога или макбетовская жажды власти, которая не считается ни с какими жертвами; но, искалечив и отняв не одну жизнь, Дениэл в своих рискованных играх сохранил собственную сущность — какой бы противоречивой она ни была.

Видимо, единственным настоящим сюрпризом стало отсутствие среди основных победителей британо-французской мелодрамы «Искупление» (режиссер Джо Райт), которая выдвигалась сразу в семи номинациях, а получила награду лишь за оригинальный саундтрек (Дарио Марианелли). Минималистичная музыка Марианелли, иногда навязчивая и тревожная, иногда очень эмоциональная, даже трагическая, действительно поражает; к тому же, у картины и прекрасный актерский состав, и уверенная режиссура. А впрочем, распределение наград кажется справедливым: против «Нефти» и «Старикам здесь не место» шансов у «Искупления» было мало.

Из вероятных семи призов криминальной драме «Майкл Клейтон» выпал лишь один: женская роль второго плана (Тильда Суинтон). Суинтон играет главную интриганку, директора преступной корпорации, и делает это в присущем ей нервном и утонченном стиле; этого необычного «босса» героиню раздирают внутренние противоречия, но это не мешает ей отдавать преступные приказы.

Школьно-подростковая комедия «Джуно» канадца Джейсона Рейтмана, претендовавшая на победу в нескольких важных номинациях, получила приз за лучший оригинальный сценарий (Дьябло Коди). Очевидно, это своего рода поощрительный приз для небесталанных авторов картины, потому что, на самом деле, каких-то чрезвычайных кинематографических качеств в «Джуно» нет.

«Оскар» за лучшую женскую роль достался Марион Котийяр за перевоплощение в Эдит Пиаф в картине «Жизнь в розовом свете». Образ легендарной французской певицы воплощен Котийяр действительно глубоко, убедительно, со всеми необходимыми драматическими нюансами.

Нельзя не вспомнить о еще одной интересной картине, удостоенной трех номинаций, а в итоге получившей награду за лучшую работу художника-постановщика. «Суинни Тодд, демонический парикмахер с Флит-стрит» (Том Бертон) — это уникальное сочетание мюзикла с фильмом ужасов. В фильме масса интересных колористических решений — которые всегда были сильной стороной режиссуры Бертона; вполне достойной оказалась и работа художника Данте Феррети и костюмера Колен Этвуд — благодаря костюмам и прическам герои выглядят как жители неоготических кошмаров, поэтому злодеяния демонического парикмахера Тодда помещены в очень эффектную визуальную раму.

Итак, пришло время не блокбастеров, а в прямом смысле высокохудожественных драм, которые останутся в истории кино и после раздачи призов. Нынешний набор победителей достоин 80- летнего юбилея награды.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День». Фото Рейтер
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ