Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Остановить мгновение

Как через объектив научиться видеть настоящую жизнь?
12 июня, 2008 - 00:00
ДЛЯ МНОГИХ ЛЮДЕЙ ФОТОГРАФИРОВАНИЕ — УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ХОББИ, А ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ — ОТКРОВЕННЫЙ РАЗГОВОР О СЕГОДНЯШНЕМ ДНЕ / ФОТО АНДРЕЯ НЕСТЕРЕНКО

О тенденциях развития фотографии в Украине наша беседа с Александром Жилиным, заместителем главного редактора Photographer — журнала, который уже несколько лет объединяет современное и классическое фотоискусство:

— Фотографические выставки в Украине — удивительная вещь, — говорит А. Жилин. — Шестая международная выставка «Киевская ФОТОЯРМАРКА 2008», которая недавно прошла в нашей столице, вообще-то была промышленной, которая должна была распространять фотографическое оборудование, технологические разработки и содействовать бизнес-контактам; но именно на ней были продемонстрированы работы известных украинских и мировых фотохудожников, была возможность узнать о последних достижениях фотоиндустрии. Наиболее интересной частью, по моему мнению, стали семинары и мастер-классы. В этом году мы привлекли очень интересных авторов: Виктора Марущенко, который провел семинар «Международный фестиваль фотографии «KievFotoCom» в контексте современного фотоискусства», Алексея Коломийца, известного фотографа-дизайнера, который провел мастер-класс на тему «Графический планшет как инструмент для постобработки фотоиллюстраций», Елену Ильенко с мастер-классом «Качественный натюрморт вне фотостудии», Владимира Фалина, который на ярких примерах учил слушателей умению правильно «прочитать» изображение. Лучший урок по фотожурналистике провел Ефрем Лукацкий, признанный украинский фотограф, который работает в Associated Press.

Современный фотограф — это не только умение красиво снимать, это еще и умение продавать свои фотографии. Все лучшие западные фотографы не только классно работают в студии, они еще и имеют успех в обществе, они нашли свою аудиторию, а это — самое главное. Мы хотим научить наших авторов, чтобы они становились еще и менеджерами, чтобы они вытягивали себя из «болота за собственные волосы».

— Александр Борисович, а как вы начали заниматься фотографией?

— Еще со школы я начал снимать, собственноручно печатать фотографии. Мой отец также увлекался фотографией. У него было пять различных камер. Все они были предназначены для разных видов съемки. Я потихоньку брал их на вооружение. Большой фотографический подъем был во время службы в армии, когда в долгие осенние и зимние вечера мы тайком от командиров печатали фотографии. Сегодня с приходом цифры я тоже фотографирую. Принимал участие в различных выставках. Однако я не фотограф. Моя основная профессия — прозаик. Закончил литературный институт в 1991 году. Издал маленький сборник рассказов в издательстве «Молодь». На последних курсах литературного института в Москве я работал во всесоюзном журнале «Юность». Но после того как бывший СССР лопнул, журналы начали закрывать. Наступил очень тяжелый период... Я начал с «нуля», работая журналистом в газете «Фотоньюз Україна». Это была небольшая газета по фотографическим вопросам, которая просуществовала где-то полтора года, а потом открылся журнал Digital Photographer, в котором предложили мне должность заместителя главного редактора...

— Каким вам видится развитие фотоискусства у нас в государстве?

— На одном из своих мастер- классов Виктор Марущенко, известный фотокритик и фотограф, сказал такую фразу: «Если раньше, до цифровой эпохи, в Киеве было 60 известных фотографов, то ныне — более одного миллиона. С каждой минутой число растет». Я — о том, что одна из основных современных тенденций развития фотографии в Украине — массовость. Фотография — очень популярное хобби, которое сейчас может себе позволить большинство людей.

Интересно, что в Украине сегодня активно развивается детская фотография. От бывшего СССР у нас осталась неплохая система внешкольного образования, которому подчинены детские фотографические кружки. Жаль, что эти заведения сегодня от государства не получают почти ничего. Например, выпускники детской студии «Огонек» в Ялте, которую возглавляет Михаил Кравец, регулярно получают медали на самых престижных международных фотовыставках, но эти талантливые дети не признаны в нашей стране...

В Чехии есть фотографические институты, в которых можно получить высшее образование, большое количество фотографических школ, в каждом городке есть фотографический клуб, причем этот клуб принимает участие в международных фотографических конкурсов, открывает экспозиции, печатает каталоги. Сегодня Украина стоит на первичной ступеньке развития фотографии, если мерить, например, уровнем обеспечения детских фотокружков.

Кстати, в маленьком г. Ровно проходят сразу два Международных фотографических салона, которые возглавляют Сергей Бусленко и Александр Харват. Это разные конкурсы, они демонстрируют неодинаковые подходы к фотографии, но они уже признаны во всем мире. Благодаря этим фотографическим энтузиастам у меня есть уверенность, что и в Украине можно что-то сделать вопреки обстоятельствам.

— Неужели пока не видно света в конце тоннеля для украинской фотографии?

— Украинская фотография, на уровне народа, развивается очень высокими темпами. У нас есть классики, мастера, у которых буквально шкафы забиты самыми почетными международными наградами, но никакого внимания со стороны государственной власти мы вообще не видим. Мне очень хотелось дождаться, чтобы очередной премьер или министр культуры обратил внимание на фотографию. Чтобы в нашей стране было создано фотографическое высшее образование; проходили международные фотосалоны при государственной поддержке; наконец был организован Дом фотографии, потому что фотоискусство сегодня — кратчайший путь к культуре и творчеству.

— На фотоконкурсе газеты «День» вы не первый год выбираете работы, достойные ваших призов. Как вы оцениваете уровень участников фотоконкурса?

— Посоветовал бы организаторам создать основательную базу данных, привлечь для этого интернет-ресурсы, ведь большое количество молодых талантливых авторов не могут участвовать в конкурсе, поскольку не знают о нем, тем более участие в нем бесплатное, что ныне случается очень редко. Основное мое пожелание — создать независимое жюри, как это практикуется в других странах мира, которое бы ценило право автора на собственное мнение относительно выбора сюжета для фотографий, подбора текстовок, способа подачи материала и тому подобное. Потому что без этого теряется основная интрига конкурса — кто же победит, ведь спонсоры уже заранее определяют, по каким параметрам они будут выбирать лучшие фотографии. Если сравнить украинские пресс-фото с чешскими или литовскими, то мы во многом им проигрываем: у нас нет черно-белой фотографии, классических циклов фоторепортажей на социальную тематику и так далее. Поэтому еще один мой совет к проведению конкурса — ввести номинацию «Серия» или «Репортаж», а также привлекать к участию в нем известных фотографов не только из Украины, но и из-за границы.

Ирина ЛИСАК, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ