Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Осторожно: «повзунцы»!

В Киеве состоялась презентация фестиваля боевого гопака
20 марта, 2006 - 19:53
«КАЗАКИ НА СЕЧИ»: ОБЪЕДИНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ БОЕВОГО ГОПАКА И СОВРЕМЕННОГО СЦЕНИЧЕСКОГО ШОУ / ФОТО «ПрессКит»

Любуйся гопаком — становись казаком. Таким стал девиз всеукраинского фестиваля боевого гопака «Козацька звитяга-2006», презентация которого состоялась в прошлую пятницу на сцене киевского Дома офицеров. Организаторы — Казацкий координационный центр и Международная федерация боевого гопака — уверены, что фестиваль поможет модернизировать казачество и создать новый образ украинского казака, разрушив предварительно тот, который навязала советская власть и советские фильмы, в течение 80-ти лет вытачивая образ казака как дебошира, гуляки и пьяницы. И поскольку одним из самых уникальных явлений украинского наследия является национальная физическая культура, в частности украинские боевые искусства, то и популяризировать казачество решили с помощью боевого гопака. Неким ответом на популярные нынче восточные единоборства.

На первый взгляд, боевой гопак сочетает в себе что-то от традиционного гопака, что-то от каратэ. Но, как говорит основатель стиля и президент Международной федерации боевого гопака Владимир Пилат, боевой гопак — это система, с древних времен существовавшая на украинских землях. Однако до наших дней практически не сохранились целостные методики самоусовершенствования, которыми пользовались скифские воины, русские дружинники и запорожские казаки. Возрождение же боевого гопака началось в 1985 году. Значительную часть техники удалось расшифровать благодаря исследованию богатства и разнообразия движение в украинских народных танцах. Взявшись за исследование народных танцев, Владимир Пилат обнаружил, что особенно популярныe среди казачества гопак и метелица, содержат в себе очень много боевых элементов. В частности, в танце «гопак» содержатся движения, не распространенные у других народов и очень похожие на боевую технику — удары ногами в скачке, присядки, «павучок», «повзунцы», «копняки», отбивания, подсекания и тому подобное. По его словам, наши предки научились закладывать боевую технику в танец, что и позволило сохранить основную ее часть до наших дней. Ведь танец тоже был своеобразной формой тренировки тела, благодаря которой воин мог постоянно совершенствовать свое боевое мастерство, не привлекая лишнего внимания. Расшифровка боевых элементов, заложенных в народные танцы, и дала, наконец, ту совершенную целостную систему, которая и получила название боевого гопака.

Боевой гопак, несмотря на тысячелетние традиции и 21-летнюю историю развития в наше время, до сих пор воспринимается как новый и экзотический вид поединка. Для многих экзотика боевого гопака заключается собственно в его направлении на наши национальные традиции: козацкие чубы, вышитые сорочки, шаровары, народные музыкальные ритмы и тому подобное. Однако на фестивале зрители имели возможность убедиться, что каждый гопаковец может попробовать свои силы в оздоровительном, фольклорно-творческом или спортивном направлениях. Например, в исторических сценках борьбы украинцев против монголо-татарского ига. Наряду с боевой техникой гопаковцы продемонстрировали искусство музыки и пения, историю и традиции нашего народа в современных народных зарисовках на народных украинских инструментах (сопилка, кобза и так далее). А совместный номер гопаковцев с Национальным заслуженным академическим украинским народным хором им. Г. Веревки подтвердил — сочетать можно все: от танцевального гопака до боевого. Привлекали внимание и показательные выступления с традиционным украинским оружием. При этом кроме сабель, ножей и палок, уже ставших обычными в выступлениях гопаковцев, прошли выступления с не совсем казацким оружием — серпами. Продемонстрировали и соревнования боевого гопака, которые проходят в пяти обязательных дисциплинах: «однотан» — свободная техническая композиция в музыкальном сопровождении, имитирующая поединок с невидимым противником; «тан-поединок» — заранее подготовленная композиция, имитирующая поединок между двумя соперниками; «забава» — поединок с условным прикосновением; «борня» — поединок с ограниченным прикосновением; «герць» — поединок с полноценным прикосновением. К тому же гопак перестал быть сугубо мужским танцем. Девушки из школы украинского женского боевого искусства «Асгарда» на технике боевого гопака продемонстрировали тактику ведения боя при самозащите и владения разными видами оружия.

В свою очередь Владимир Пилат уверяет, что атмосфера боевого гопака — это атмосфера невосприятия плохого. Ведь популяризация боевого гопака, который рассчитан на 15 лет обучения, как национальной оздоровительной и воспитательной системы среди детей и молодежи, еще является и национальным способом борьбы с курением. Потому что, например, за все годы существования школы боевого гопака в Киеве не начал курить ни один из ее учеников. Но оно и не удивительно, ведь юноши делают такие упражнения, которые просто не под силу сделать человеку курящему. Поэтому, говорит Пилат, для ознакомления украинцев с нашим искусством планируем сделать гастроли по всей Украине — только бы хватило средств.

Юлия КАЦУН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ