Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

От конкурирующих особей до сотрудничающих личностей

В «Мистецькому Арсеналі» открылась выставка работ фотохудожника Игоря Гайдая
3 октября, 2011 - 20:14
ИГОРЬ ГАЙДАЙ
НА ФОТО: ОРИГИНАЛЬНАЯ ФОТОГРАФИЯ ИГОРЯ ГАЙДАЯ «ПОЖАРНИКИ», СДЕЛАННАЯ В РАМКАХ ПРОЕКТА «РАЗОМ.UA» / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Больше 30 оригиналов черно-белых фотографий трехметровой длины разместились в главном зале Национального культурно-художественного и музейного комплекса «Мистецький Арсенал». Как заметил сам автор, это первое масштабное экспонирование за время существования проекта «РАЗОМ.UA». И довольно примечательно, что оно состоялось именно в Украине — главной героине проекта.

«РАЗОМ.UA» стартовал восемь лет назад как проект визуальной фиксации проявлений коллективной энергии, «состоящей из ярких личностных энергий, которые взаимодействуя создают коллективный портрет современного исторического мгновения Украины, ее эпохи».

На каждом из 30-ти масштабных (950 х 2900 см) панорамных фотографических портретов проекта «РАЗОМ.UA» зафиксирован большой коллектив украинцев (100, 200, 1000 человек), объединенных общим делом или идеей. Так, среди фотографий можно найти фото личного состава воинской части, Генштаба Украины, воспитанников детского дома со своими наставниками, коллективные портреты пожарной команды, карпатского села, команды баснописцев... Дополняет идею синергии энергии фон фотографии. Ведь на фото люди свободно размещены в естественной для себя среде: рабочие завода — около своих цехов, строители — в окнах большого дома, священнослужители — около храма, паломники — на месте богомолья...

ФОТОПОРТРЕТ КОЛЛЕКТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

В коротком разговоре с «Днем» Игорь Гайдай объяснил, что побудило его к реализации этого проекта и почему целью «РАЗОМ.UA» стало изучение феномена коллективной энергии, достаточно неоднозначного, учитывая историческую ретроспективу, понятия.

— Прошлый век придал понятию коллективной энергии достаточно неприятный оттенок...

— Я бы даже сказал, опасный. Ведь в частности такие явления прошлого века, как фашизм и сталинизм, показали, насколько опасным может быть феномен коллективной энергии, когда им управляет «злой гений».

— Объясните, почему вы как художник взялись исследовать это явление с помощью фото?

— Потому что люди — это социальные существа. И я лично мечтаю, чтобы люди научились пользоваться феноменом коллективной энергии для многократного усиления именно позитива... Кстати, историки подтверждают, что коллективы людей становятся более моральными, невзирая на все перекосы или искажения. Ведь когда еще 100 лет тому назад считалось нормой только путем насилия решать вопросы, то сегодня это уже не так.

— А как вы видите проблему осознания феномена коллективной энергии в украинском обществе? Ведь часто нам ставят в упрек, что за 70 лет коллективной модели организации общества, которая была в советские времена, украинцы отвыкли от индивидуальности, забыли, что такое индивидуальная ответственность, индивидуальный успех... Но вместе с тем для нас актуальной остается и другая проблема — неумение объединяться.

— Проблема в социальных связях. Именно она влияет и на индивидуальность в социуме, и на способность образовывать коллективы. Об этом я и заявил своим проектом «РАЗОМ.UA». Мы плохо контактируем друг с другом, потому что кроме того, что сами имеем кучу проблем, не умеем воспринимать своего коллегу как человека-партнера, а не только как конкурента. Кто-то из известных сказал, что сегодня человечество живет по принципу конкурирующих особей, а нужно, чтобы оно перешло в фазу сотрудничающих личностей. И я лично верю в то, что люди к этому идут потихоньку. И за этим процессом нужно наблюдать и фиксировать.

— В отзывах на проект «РАЗОМ.UA» критика назвала вас «архитектором коллективной идентичности украинской нации». Архитектор конструирует, создает, а какой коллективный портрет украинцев вы хотели бы создать?

— Я бы не хотел ничего создавать. Я предпочитаю воспроизводить. Я наблюдатель. Безусловно, как-то опосредствованно я вмешиваюсь, даже тем фактом, что приехал к определенному коллективу с предложением сделать общую фотографию. Но это не тот фактор, который способен создавать ту коллективную идентичность нации, о которой идет речь.

ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Николай СКИБА, заместитель генерального директора Национального художественного музея Украины:

— Проект Игоря Гайдая «РАЗОМ.UA» охватывает своими масштабами восемь лет работы мастера, десятки тысяч людей, зафиксированных на полсотни фотографиях, большинство из которых более трех метров в длину, и не меньший эмоциональный эффект производит простота исполнения: черно-белое постановочное фото без особых эффектов освещения или игры теней, с банальным композиционным решением. А вместе с тем каждая из фотокартин воспринимается как оратория или фуга. Очень точно сформулирован концепт проекта: исследование феномена коллективной энергии. Причем видим не стихийную мощь толпы, а организованную силу разных коллективов. Энергия же здесь проявляется не в движении, а именно в невидимых силовых линиях, которые заставляют или побуждают людей быть вместе. В одних случаях, например, в групповом портрете баснописцев, людей объединяют общие интересы, в других — производственный процесс или армейская дисциплина (здесь уже пространство для наблюдений с точки зрения и социальной антропологии, и психологии, и других ракурсов), но всегда в композициях прочитывается энергетический поток в процессе концентрации, волна, которая на подъеме. Возможно, это состояние спровоцировано процессом подготовки к грандиозной коллективной фотосессии, ведь, скажем, для таких корпораций, как завод «Титан» в Армянске, этот опыт уникален, потому что никому до того не удавалось собрать вместе сразу две смены предприятия с непрерывным циклом производства. Здесь действительно важно, что основное остается за кадром. Кое-что из этого можно увидеть на мониторах, дополняющих выставку, давая возможность посетителям стать свидетелем задокументированного процесса подготовки и выполнения каждой из фотомозаик. И именно этот закадровый аспект, наверное, и таит наибольшую актуальность, контемпоральность всего проекта.

В культурологическом плане фотографии Гайдая побуждают вспомнить групповые, тщательно выстроенные снимки начала ХХ ст., когда фотография была чем-то наподобие «Божьего глаза» — своеобразным аналогом египетских рельефов или «хоровых» православных икон, которые через таинство духовного единения передавали ощущение принадлежности к сонму бессмертных.

Сегодня, в эпоху многочисленных девайсов и гаджетов (которые утром кажутся невероятной инновацией, а до вечера становятся анахронизмом), эмансипация от неумолимого биологического времени решается путем переноса жизни в Сеть, путем создания разнообразных «аватаров». Но часто это очень эфемерное и непрочное состояние, и именно фотография выполняет функцию магического реализма, передает аутентичность всплеска жизни.

В этом есть определенный момент сакрализации будничности, когда сотни, а то и тысячи людей на какое-то мгновение оторвались от рутинного труда, выстроились перед объективом и направили взгляды за траекторию, заданную художником, траекторию, равную, по сути, вечности. И этого действительно часто не хватает в нашей повседневности с ее непрерывными процессами производства-потребления. Более того, Игорь Гайдай со всей очевидностью показывает необходимость этого мгновения, которое заставляет отстраниться от того, что ты делал здесь и сейчас, и увидеть это в «обратной перспективе». И главное — в этом моменте нивелируются значения социальных статусов и рода занятий, выходит на поверхность универсальная линия напряжения «Я — Мы», которую, опять же независимо от конкретики обстоятельств, каждому из нас приходится решать. Интересно, что наиболее явно эта универсалия проявляется именно через корпоративную солидарность, в пределах конкретно взятого коллектива или сообщества. Даже такого ситуативного, как детская футбольная команда. И если уж в общем говорить о метапортрете нации, то его невозможно представить как массу вне этой полифонии идентичности локальных групп.

Алла ДУБРОВЫК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ