Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Перезагрузка» вкуса

В Киеве состоялся фестиваль современной керамики «ЦеГлина». Организаторы не только представили работы мастеров, но и пригласили публику к диалогу
3 июня, 2014 - 17:42
КРАСИВОЕ, ИНТЕРЕСНОЕ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ — НА ФЕСТИВАЛЕ СОВРЕМЕННОЙ КЕРАМИКИ

Сегодня украинская художественная керамика по концептуальным решениям и качеству выполнения приближается к мировым образцам. Есть в ней и переосмысление традиции, и постмодерные поиски. Не хватает лишь одного — благодарного потребителя. Если к современной живописи и инсталляции украинцы понемногу привыкают — благодаря громким выставкам на популярных площадках, — то современная художественная керамика остается terra incognita. Попыткой ввести украинскую керамику в поле зрения зрителей и отрекомендовать ее на арт-рынке стал фестиваль, который в настоящее время уже во второй раз проходит в Киеве: в прошлом году как фестиваль керамики в урбанистическом пространстве, а на этот раз — уже под названием «ЦеГлина». Более 50 гончаров со всей страны, от Донбасса до Закарпатья, представили глазурованные, покрытые ангобом, расписанные эмалями и выкупанные в молоке сокровища.

Экспозиция, представленная в Выставочном зале НСК «Олимпийский», была панорамной. Работы признанных виртуозов — фактурная, «минеральная» посуда Гии Миминошвили, красочный сюрреализм Нелли Исуповой, геометрия Тараса Левкива — соседствовали с дипломными работами молодежи (кстати, в Украине официально профессию керамиста можно получить лишь во Львове — в Академии искусств). Здесь были собранны и горшки с архаичными орнаментами, и поп-арт светильники и мыльницы в форме гамбургеров — буквально все от местечкового наива до хладнокровного актуального искусства. Любители традиционной фигуративной скульптуры нашли здесь сюжетные композиции, объемные иллюстрации к литературе и портреты, рыбок, птичек и барашков. Те, кому по душе предметы утвари, смогли полюбоваться многочисленными тарелками, крынками, чайниками и даже керамической эмалированной крышкой стола работы Давида Шарашидзе. Ценители эстетики contemporary нашли здесь «биологические» формы Юрия Мусатова, а также инсталляцию «Дрова», созданную Еленой Бланк на грани лэнд-арта.

Организаторы фестиваля не только представили работы мастеров, но и пригласили публику к диалогу. Зрители посетили и персональные презентации, и показ видеофильмов о художественной керамике, и круглый стол при участии дизайнеров, архитекторов и галеристов. На последнем эксперты обсуждали проблему, постигшую этот вид искусства в Украине: разрыв мощной традиции работы с глиной, а следовательно — нехватка амбиций у большинства молодого поколения керамистов. Как и в любой творческой отрасли, здесь до сих пор не преодолели советскую травму. За несколько прошлых десятилетий практически все заводы керамики и фаянса были уничтожены. Это значит, что исчезли крупные творческие центры и подкрепленная материальным ресурсом консолидация мастеров. В настоящее время керамисты существуют обособленно, что делает их труд крайне затратным, а ценные знания — изолированными. Нет арт-кластеров, нет общественных организаций, которые бы представляли интересы этого художественного сектора. Вместе с тем программа университета устарела и не готовит студентов к существованию на современном арт-рынке. Все, чего мастерам удается достичь, — результат самообразования и решительности. Молодой керамист Юрий Мусатов, чьи роботы уже принимали участие в международных биеннале, а в прошлом году трижды выставлялись в киевской галерее современного искусства «Щербенко Арт Центр», рассказывает: «Не знаю, ради чего работают другие, а я работаю        — потому что люблю свое дело. Я стараюсь, где могу, показать свои объекты. И с самого начала ориентируюсь на заграницу. Мне было интереснее сразу попасть в мировой контекст. Потому что на то время украинской керамике в Украине действительно не хватало зрителя и покупателя. В последнее время ситуация начала меняться к лучшему, но все равно в плане арт-рынка нам далеко до США и Европы».

Неосведомленность потенциального потребителя — другая сторона той же проблемы. Для украшения интерьера и люди среднего достатка и, как показывают недавние экскурсы в быт политиков, богачи выбирают котят, подковки и колокольчики — вместо уникальных, колоритных глиняных украшений. Сейчас и среди недорогих сувениров, и среди «дизайнерских» вещей — засилье китча и массовой культуры.

ФЕСТИВАЛЬ «ЦЕГЛИНА-2014» ДОКАЗАЛ, ЧТО ОТДЕЛЬНЫЕ УКРАИНСКИЕ МАСТЕРА ИЗРЯДНО ПРОДВИНУЛИСЬ В СТОРОНУ МЕЖДУНАРОДНОГО УРОВНЯ, ХОТЯ ЭКСПЕРТЫ УВЕРЯЮТ: ЭТОТ ПРОЦЕСС МОГ БЫ РАЗВИВАТЬСЯ ЗНАЧИТЕЛЬНО БЫСТРЕЕ

«К керамике редко обращаются архитекторы и галеристы. А все потому, что пока не хватает продюсирования, — рассказывает галерист Евгений Карась. — Такая профессиональная выставка — важный шаг. Она «загружает» керамику в «оперативную память» специалистов и потенциальных потребителей, выводит этот вид искусства на художественную сцену и широкую общественность». Действительно, «ЦеГлина 2014» доказала, что отдельные украинские мастера изрядно продвинулись в сторону международного уровня, хотя эксперты заверяют, что этот процесс мог бы двигаться значительно быстрее. Как бы там ни было, фестиваль стал первым шагом творческого общества навстречу публике. Следующий шаг — за нами.

Анастасия СИДЕЛЬНИК. Фото Николая ТИМЧЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ