ЗАЩИТНОЕ ВООРУЖЕНИЕ САРМАТОВ СОСТОЯЛО ИЗ ПАНЦИРЯ, ШИШАКА И ЩИТА. ИЗ САРМАТСКИХ ПЛЕМЕН У ЯЗЫГОВ И РОКСОЛАНОВ БЫЛ В УПОТРЕБЛЕНИИ ОСОБОГО РОДА ПАНЦИРЬ, ЦЕЛИКОМ ПОКРЫВАВШИЙ ЛОШАДЬ И ВСАДНИКА. ТАКОЙ ПАНЦИРЬ ЗАКРЫВАЛ ВСЕГО ВСАДНИКА, НАЧИНАЯ С ШЕИ И КОНЧАЯ СТУПНЯМИ НОГ И КИСТЯМИ РУК. А ЛОШАДЬ БЫЛА ЗАКРЫТА ОТ НОЗДРЕЙ ДО КОПЫТ И КОНЧИКА ХВОСТА. ЭТОТ ПАНЦИРЬ СОСТОЯЛ ИЗ ВЫСКОБЛЕННЫХ И ВЫГЛАЖЕННЫХ РОГОВЫХ ПЛАСТИН ИЛИ ЖЕ ИЗ ЖЕЛЕЗНЫХ ЧЕШУЙ, ПРИКРЕПЛЕННЫХ К ПОДКЛАДКЕ ИЗ КРЕПКОГО ХОЛСТА. 1, 4, 13 — ШЛЕМЫ; 2, 7, 16 — ЩИТЫ; 3 — ЗАСТЕЖКИ; 5 — ТОПОР; 6 — СТРЕЛОК ИЗ ЛУКА; 8 — ТРУБА; 9 — ОБУВЬ; 10, 11 — КОЛЧАН И МЕЧ; 12 — ВОЕННЫЙ ЗНАК; 14, 15 — НОЖ И КИНЖАЛ. ИЗ КНИГИ: В. Д. ГЛАДКИЙ. «ДРЕВНИЙ МИР»
«Отец истории», Геродот называл савроматами народ, живший к востоку от Северского Донца. Позднее они распространили свое влияние на Северный Кавказ и на территорию всей современной Украины и стали называться сарматами. Таким образом, этот этнос стоял у истоков славянского.
Древнегреческий историк утверждает, что савроматы произошли от смешения скифов и амазонок. Все знают, кем были амазонки: сообществом женщин- воительниц, живущих без мужчин. Многие считают, что это лишь красивый миф. Но их существование — исторический факт. Имеются различные независимые свидетельства о делах, нравах, именах и местах обитания амазонок, относящиеся к глубокой древности. По мнению Хеннинга, эллинское сказание об амазонках восходит еще к догомеровским временам. Из греческих источников известно, что вначале амазонки жили в Закавказье, но со временем появились и в районе Азовского моря, по соседству со скифами. Считалось, что ряд малоазийских городов (Эфес, Смирна, Митилена, Синопа и др.) основан амазонками.
Чаще всего амазонок помещали на р. Фермодонт, на южном берегу Понта Эвксинского (Черное море). Главным их городом считалась Фермоскира близ Амисы и Амазии. Об этом писали Эсхил, Страбон, Диодор и Павсаний. Однако после вторжения амазонок в Аттику и, последовавшей карательной экспедиции, в которой эллины победили амазонок, греки, посещавшие эти места позже, их уже не находили. Едва ли такое количество конкретных сведений об амазонках позволяет считать их существование вымыслом. Сомнения возникают главным образом по поводу того, как амазонки могли без мужчин воспроизводить свой род? Ответ на этот вопрос дают свидетельства современников. Амазонки иногда принимали у себя мужчин и устраивали с ними оргические праздники. После чего мужчин прогоняли, или же убивали. Согласно преданиям, амазонки попытались проделать это и с аргонавтами. Второй вопрос: как они поступали, если рождался мальчик? Древние авторы утверждали, что либо отдавали его соседним народам, либо убивали И, наконец, третий — как могло образоваться столь необычное племя? На этот вопрос древние не дают ответа.
Сведения о воинственности савроматских женщин подтверждают археологические находки их захоронений в воинских доспехах. Эту особенность отражает и название народа — савроматы. Свара по старославянски — война. Корень мат во всех индоевропейских языках означает одно и тоже — мать или женщина. По-видимому, первичным названием этого народа было свароматы, то есть — народ воинственных женщин, а последующие возникли в результате его упрощения. Сваргой у индийских ариев назывались небесные владения воинственного бога Индры, подобие рая, в который попадают кшатрии (воины), исполнившие свой долг. Прототипом арийского бога Индры у славян, по-видимому, был бог Сварог.
Но вернемся к истории происхождения савроматов. Смешение амазонок со скифами произошло следующим образом. Скифы столкнулись с тем, что какие- то дерзкие юноши стали угонять их стада и грабить страну. Вступив в сражение, и убив нескольких из них, скифы были очень удивлены, обнаружив, что это — девушки. Тогда старейшины велели своим юношам предпринять все возможное, чтобы заполучить их в жены. Для чего — можно догадаться. Превыше всего скифы почитали воинскую доблесть. Возможно, они решили, что такие жены сделают род их еще более доблестным. В этом они не ошиблись, но ошиблись в другом: вместо улучшения рода скифов, эти браки дали начало новому народу. Так получилось по следующим причинам. Когда скифским юношам удалось с большим трудом наладить контакт с амазонками, они предложили им выйти замуж. Но те отказались, сказав, что привыкли быть свободными, охотиться и воевать хотят сами, и не желают заниматься домашним хозяйством, обслуживать своих мужей, обшивать, обстирывать... Посоветовавшись, юноши ответили им, что готовы жить с ними на равных. Те снова отказались, мотивируя тем, что в скифском обществе такое не принято, и они будут отвергнуты.
Наконец было решено, что савроматки выйдут замуж, но поселятся отдельно на свободных землях к востоку от Скифии, за Северским Донцом. «С того времени — сообщает Геродот — жены савроматов придерживаются древнего образа жизни, выезжая на охоту на лошадях и вместе с мужьями, и отдельно от мужей; они также ходят на войну и носят ту же одежду, что и мужья». Кроме того «относительно брака у них установлено следующее правило: никакая девушка не выходит замуж прежде, чем не убьет мужчину из числа врагов. Некоторые из них, неспособные исполнить обычай, умирают в преклонном возрасте, так и не выйдя замуж».
В 512 г. до н.э. савроматы уже были многочисленным и сильным народом. В союзе со скифами они с позором изгнали 700-тысячную персидскую армию Дария, намеревавшегося покорить скифов. А в III веке до н.э. сарматы осмелились поднять руку на «старшего брата» — скифов. Сарматы заняли Причерноморские степи, отрезав северные районы Скифии от греческих колоний, с которыми скифы торговали. Сарматы дошли до Дуная и стали опустошать окраины Римской империи. Положить конец этому сумел только император Траян в I веке н.э. Он нанес сарматам сокрушительное поражение. Они бежали от римлян на северо-восток и стали править в Скифии, которая вследствие этого стала называться Сарматией. При этом часть скифов отошла на север, в Прибалтику, и часть — на юг, в Крым. Сарматы внесли свой вклад в формирование славянских этносов.
Результаты древней селекции привели к тому, что и в наше время украинской женщине — «палец в рот не клади». Где еще видано, чтобы казак, воин, преуспевший в сражениях с врагами, боялся идти домой: «мабуть жінка буде бити, за чуприну волочити». А бесправная пленница и наложница турецкого султана украинка Роксолана (кстати, это имя совпадает с названием одного из главных сарматских племен) заставила считаться с собой настолько, что стала для него любимой женой, а для прочих — грозной повелительницей.