В конференц-зале отеля на воде «Перлина Днiпра» состоялась встреча с первым менеджером легендарной рок-группы «Битлз» — Алланом Уильямсом. Повод — шоу под названием «Beatles Live Feztival». 4 октября состоится концерт во Дворце «Украина» группы (музыканты отобраны в нее после жесткого кастинга), которая поможет воссоздать на сцене драйв и кураж реальных битлов. Прозвучат тридцать песен ливерпульской четверки (по пятнадцать на каждое отделение). То есть шоу-спектакль по мотивам «Битлз». Оно успешно проходило в Лондоне, Брюсселе, Монако, Франции и США. Киев — открывает тур, после столицы Украины — двенадцать городов России, включая Питер и Москву.
Директором тура является Жан Мишель Маркюбель, который также присутствовал в зале. И судя по хвостатой рокерской прическе, помимо административных обязанностей, он музыкант со стажем. Что он и подтвердил. Также он является издателем книг о битлах. Но, конечно, больший интерес вызвал Уильямс как человек, впервые по-серьезному отнесшийся к своим землякам, игравших тогда в качестве любителей.
Внешне это благообразный, крошечный мужчина, с располагающими синими очами, задорно посверкивающими из под очков. В целом его лицо напоминает физиономию Пола МакКартни, в чертах которого проявляется «детскость». И с возрастом — она усиливается.
В 1960 году, свозив ребят в Гамбург, Уильямс с ними расстался. Из-за финансовых разногласий: он посчитал, что они некорректно рассчитались с ним. Так или иначе — он, конечно, жалеет об этом разрыве. Но совместная деятельность с «битлами» уже обеспечила ему место в музыкальной истории. Он «передал их в руки» более сильному коллеге — продюсеру Брайану Эпстайну, который и вывел квартет на мировую орбиту.
Конференция прошла живенько. Аллана не смущал ни характер, ни содержание вопросов.
Для начала Уильямс (как и большинство впервые посетивших столицу Украины) стал восхищаться красотой украинских женщин, увиденных на улице.
На что я ему тут же припомнил строчки из песни-фантазии «Битлз», написанной якобы после мифических гастролей по Советскому Союзу под названием «Снова в СССР». А строчки были такие: «Украинки сводят меня с ума, Западу до них далеко. Видя москвичек, хочется петь и танцевать, грузинки не выходят у меня из головы...»
— Почему, — спросил я Уильямса, — они поставили украинок на первое место по красоте, москвичек на второе, а грузинок на третье — на основании слухов?
— Точно неизвестно, — ответил он, — но они явно не ошиблись. Я в этом сегодня убедился. Это у меня на голове — седина, а в штанах — огонь.
— Когда-то Джон Леннон заявил, что они только вчетвером одолели Элвиса. Кто, по вашему мнению, одолел «Битлз»?
— Даю сто баксов тому, кто назовет группу лучше «Битлз».
(Скажи я — «Пинк Флойд» или «Куин». Или любую другую группу — все равно не видать сто баксов: Аллан скажет, что они слабее. Поэтому я несколько трансформировал следующий вопрос).
— Творчество «Битлз» явилось толчком для таких гигантов как «Пинк Флойд», «Лед Зепелин» и т.д. Не испытывали ли они чувство ревности к своим более молодым продолжателям?
— Абсолютно никакого, они были самодостаточны...Однако вы лучше порасспрашивайте про ливерпульский или гамбургский периоды, которые я отлично знаю. Потом наши дороги разошлись.
— Известно, что Джон Леннон был агрессивным парнем и любил задирать публику. Частенько дело доходило до драки со зрителями, что в Ливерпуле, что в Гамбурге. Так ли это на самом деле?
— Именно так. Война тогда закончилась недавно, всего 15 лет назад. И Джон Леннон мог запросто начать провоцировать немцев фразами вроде: «Это мы выиграли войну! А не вы! Сидите спокойно!» Кто после этого может спокойно сидеть? Естественно, доходило до стычек. Леннон был абсолютно сумасшедшим! Хотя все равно тамошние завсегдатаи их быстро полюбили.
(Далее идут и мои вопросы и других журналистов — для удобства читателей я не делаю разделения).
— Как вы с ними познакомились?
— Они пришли в мой клуб. Были выступления многих команд. Я думал, что эти ребята занимаются оформлением. Они спросили, могут ли они выступить в клубе? Я поинтересовался: разве они не те, что красят туалеты и холлы. Нет, — сказали они, — мы играем.
— Вы стали миллионером, заработали что-нибудь на их славе?
— В основном я богат... мемуарами. И считаю, что это немало. Что касается денег — они мне еще должны 50 фунтов стерлингов. Собственно, мы и порвали отношения из-за определенных финансовых разногласий. Я повез их в Гамбург на своем автобусе. Давал им суточные, у них тогда денег не было. В Гамбурге, в уже известном клубе — «Кэверн-клаб» — они собственно и превратились в профессиональную группу. А когда вернулись домой — оказались лучшей группой Ливерпуля.
— Расскажите, какая у вас самая любимая песня «Битлз»? И почему?
— «Дурак на холме». Эта песня про меня. Мы разошлись, и я, как дурак, остался на холме. Я даже так назвал книгу о них. Но, повторяю, что это время для меня осталось одним из самых интересных и счастливых, потому что действительно эти ребята дали такой заряд энергии, который до сих пор не утратил силы. Группа распалась 34 года назад, а о ней продолжают говорить и слушать ее творчество. О многих ли распавшихся группах можно заявить тоже самое?
— Был ли шанс, если бы Леннон трагически не погиб в 80-м году, группе воссоединиться?
— Нет. На этот вопрос хорошо ответил Харрисон. Представьте себе, что вы закончили школу. Возможно ли вам (хоть в прошлом и было и интересно, и возможно, у вас ностальгия) опять вернуться в пятый класс? Мы взрослеем.
— Были ли у них, когда они еще были юными, ссоры из-за девушек и тому подобное?
— Они были одной семьей. Разумеется, они ссорились, мирились, но никогда не переставали чувствовать себя одной семьей. Вот, например, известный факт. У них в Гамбурге был другой ударник — Питер Бест. Красивый, словно киноактер. Он неплохой музыкант, но он так и не смог вписаться в коллектив, не стал членом их семьи. Он существовал отдельно. Поэтому, собственно, одним из условий заключения первого крупного контракта была замена ударника. А у Питера Беста в Ливерпуле была масса поклонников. И когда вдруг стало известно, что они поменяли его на Ринга Старра, то один из фанатов Беста даже поставил Харрисону синяк под глазом.
— И последний вопрос. Их разрыв был неизбежен в 70-м году?
— Безусловно. Леннон и МакКартни были два сложившихся лидера. Каждый из них тянул одеяло на себя, пока оно не порвалось. Период «семейности» закончился. Вряд ли они смогли бы работать вместе. Слишком много у каждого накопилось личных творческих наработок. Но того, что в результате осталось — вполне хватает. Приходите на концерт — и убедитесь в этом сами.