В программе концерта прозвучат произведения украинской и зарубежной классики из огромного репертуара Ивана Семеновича, которые исполнят хористы капеллы «Думка» (худрук Евгений Савчук).
24 декабря — печальная дата: 13 лет назад умер великий Иван Козловский. Несколько поколений выросло, слушая его неповторимый голос. Даже сейчас, когда певца давно уже нет на этой земле, его записи арий из опер, романсов, народных песен не оставляют слушателей равнодушными. Слава Ивана Семеновича была огромной. Его обожала публика, он умел восхищать и сильных мира сего. Ивану Козловскому рукоплескали вожди и партийные лидеры разных стран, а поклонницы осаждали все подступы к Большому театру, в котором он выступал многие годы. Практически каждое его выступление сопровождалось овациями, а путь к дому устилали цветами.
Иван Семенович родился в 1900 году в селе Марьяновка Киевской области. В семь с половиной лет уже пел в хоре (при Свято-Михайловском монастыре). С 15 лет участвовал в постановках Общества украинских актеров как хорист. Первым обратил внимание на хрустальный голос юного Козловского Иван Марьяненко. Именно он посоветовал пареньку показать свой певческий талант известному педагогу Елене Муравьевой. Услышав лирический тенор Ивана Козловского, она отметила его природную постановку голоса и взяла в свой класс в Киевский музыкально-драматический институт им. Лысенко.
Дебют как оперного певца состоялся у Козловского в Театре Садовского в «Запорожце за Дунаем» Гулака-Артемовского (он исполнял партию Андрея). В 24 года Иван стал солистом Харьковской оперы, а через два года его пригласили работать в Москву. Казалось, что мечта выступать на главной сцене бывшего СССР исполнилась, но поначалу «роман» с Большим театром у Ивана Семеновича не складывался. Его назначали вовсе не на те партии, о которых он грезил. Именно тогда молодой певец проявил свой характер. Он стал петь арии из опер, камерный репертуар в концертах, и о нем заговорила публика. Дирекции такие выступления вне стен Большого театра не нравились, и в конце 30-х годов «слишком активного певца с неуживчивым характером» уволили из труппы. Но слава Ивана Козловского докатилась до самого «кремлевского вождя», и «любимца Сталина» не просто вернули в Большой театр, а даже повысили в звании (он стал народным артистом СССР, кавалером «Ордена Ленина»). С этого момента Козловский стал первым тенором Советского Союза. Кстати, этот высокий титул у Ивана Семеновича рискнул оспаривать лишь его коллега — легендарный тенор Сергей Лемешев.
Творческое соперничество этих певцов только подстегивало двух премьеров Большого театра, и от этого выигрывала публика. Как писали очевидцы, «Козловский любил показать уникальность своего голоса, даже невзирая на то, предусмотрел ли это композитор в данном эпизоде. Историю Большого театра трудно представить без Ивана Козловского, без его Ленского, Фауста, Пинкертона, Ромео, Лоэнгрина, Берендея»… В 54 года певец оставил оперную сцену, хотя он был в прекрасной вокальной форме. Он выступал с концертами, исполняя сложные произведения Рахманинова, Чайковского, Верди, Вагнера, Пуччини и пел до 80лет!
С 1926 до 1993 гг. Иван Семенович жил и работал в Москве, но в каждом интервью подчеркивал, что он украинец и никогда не порывал связей со своей Родиной. В Марьеновке за свой счет содержал музшколу и приобретал инструменты. Козловский записал несколько пластинок с украинским репертуаром. Ежегодно пел в Каневе на могиле Тараса Шевченко, выступал по Украине с концертами. Иван Семенович умер в Москве в 1993 году, но память о великом украинском певце живет и ныне.
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ФАКТЫ
Однажды, довольно поздно возвращаясь из гостей, Иван Семенович Козловский шел по улице. Навстречу ему попались две девушки. Будучи в хорошем настроении, певец остановился и вполголоса запел: «Куда, куда вы удалились...» Девушки прыснули, обошли знаменитого певца, и одна сказала другой:
— Вот чудак, воображает, что он Козловский.
Иван Козловский превосходно исполнял партию Пинкертона в опере «Чио-Чио-сан» Пуччини. Заключительный дуэт первого акта в его исполнении — это песнь торжествующей любви, мощная разрядка нахлынувших чувств. Заканчивая дуэт, певец поднимал певицу, исполняющую партию Чио-Чио-сан на руки и нес через всю сцену. Это было очень эффектно, и после Козловского многим исполнителям роли Пинкертона захотелось подражать Ивану Семеновичу, но, увы, не всем это удавалось.
В сталинские времена Козловского как-то пригласили выступить на банкете в Кремле. После выступления посыпались предложения: — Спойте арию... — Спойте романс... Но тут вмешался Сталин: — Нельзя так покушаться на свободу художника. Не хочет этого петь товарищ Козловский, он хочет петь «Я помню чудное мгновенье»...