Эта миниатюрная женщина обладала гипнотической привлекательностью, отважностью и голосом, который зачаровывал. Она прожила неординарную жизнь, исповедуясь в песнях о своей счастливой и одновременно трагической судьбе. Ее имя Эдит Пиаф. Она до сих пор остается великой певицей Франции.
Нет никакого объективного объяснения, почему в последнее время взорвался всплеск интереса к ее персоне? Два года тому назад французские инженеры воспроизвели живую певицу в трехмерном пространстве с помощью цифровых технологий. Она исполнила песню «Я не сожалею ни о чем» и растворилась в воздухе. Около трех недель тому назад французский фильм «Жизнь в розовом свете» во главе с актрисой Морион Котийяр собрал все возможные кинопремии в Европе и Америке, чем привлек внимание мира к персоне Эдит.
Неоднократно обращались к биографии певицы и украинские театры. Только в Киеве было две постановки в Театре русской драмы и театре «Колесо», а недавно появилась еще и третья — в театре «Сузір’я». Но если до сих пор режиссеры пытались исследовать ее жизнь от первого до последнего вздоха, то новая постановка рассказывает только об одной встрече. С Раймондом Ассо — композитором, бизнесменом и ветераном Иностранного легиона, который стал ее менеджером. Спектакль так и называется «Ассо и Пиаф».
Пьеса написана современным украинским драматургом Олегом Миколайчуком- Низовцем, опирается на воспоминания сводной сестры певицы Симон Берто «Эдит Пиаф: одна жизнь — один голос». Перед началом репетиций эту книгу принесла в театр первый режиссер Юлия Гасилина (так как всего их было трое, а спектакль в «Сузір’ї» поставил Тарас Жирко) и дала актерам, которые зачитали ее до дыр. Помогло ли это в дальнейшей работе, помешало ли? Как созналась актриса Оксана Батько, которая играет роль Пиаф, она оказалась в отчаянии: «С самого начала колебалась: браться ли за роль»... Работа над постановкой продолжалась около двух с половиной месяцев. За это время Оксана Батько внешне стала похожа на Пиаф и чуть не развелась с мужем Евгением Нищуком. Который кстати играет в спектакле Раймонда Ассо.
— Был период, когда я вставала утром со страхом, что не осилю роль. Знаете, даже фильм с Морион Котийяр не смогла досмотреть до конца, где она непревзойденно играла. Муж специально купил его. Думал, так поможет. Я кричала, что больше на репетиции не пойду и Пиаф играть не буду, — рассказала актриса. Женя (Нищук) все спокойно выслушивал и начинал взывать к совести. Несколько раз мы «расставались», но все же к премьере дошли вместе.
Может не в совершенстве, но Оксане Батько удалось создать образ легендарной Пиаф. Ее певица неуклюже двигается, и все время будто бы смотрит в небо или сквозь партнера. Сознательно или нет, но таким образом она напоминает зрителям, что в восемь лет певица ослепла. Был такой факт в ее биографии, о котором упоминается и в спектакле.
В пьесе только четыре действующих лица: Пиаф, Ассо, импресарио Митти Додуш и сестра Симон. Сцена выглядит как длинный коридор, вдоль которого сидят зрители. Заканчивается он двумя сценами. Только одна настоящая театральная, а другая нескладная, как будто созданная наспех, просто на улице. Посреди коридора маячит французский фонарь на колесах, который двигают актеры. Вот и все декорации. Но их вполне достаточно в отличие от музыки: авторской, композитора Лидии Юрчук и трех-четырех песен певицы. Моему зрительскому уху хотелось бы еще. Но, может, это слишком нескромно: требовать от режиссера Тараса Жирко абсолютного и полного цитирования легендарной Пиаф. Ведь постановка только начинает свою жизнь. Второй премьерный спектакль состоится 18 марта.