На территории донецкого фонда «ИЗОЛЯЦИЯ. Платформа культурных инициатив» открылась выставка «Плакаты вешать запрещено». Куратор проекта Андрей Горохов привез в Донецк более 30 кг постеров, собранных в этом году в Берлине. Большинство плакатов — из района Фридрихс-хайн-Кройцберг-Нойкельн, где живут креативные люди. Среди экспонатов — рекламы панк-концертов, радикальных журналов, гаражных вечеринок и тату-салонов. «Срывать плакаты заставила жадность к красоте, которая развешена по городу и живет только полдня. Хранить дома много афиш невозможно, поэтому решил, что создам коллекцию графических работ для донецкого музея дизайна», — рассказывает Андрей Горохов.
В Берлине плакатов очень много, их клеят друг на друга, поэтому получаются пестрые «пироги» из пяти-шести афиш. Куратор выставки комментирует: «Интересна серия маленьких ксерокопий на цветном фоне — типичное берлинское дело. Черный «ксерокс» на яркой флуоресцентной бумаге быстро лепится сверху любого постера, и получается плакат-паразит — дешево и сердито. Графика на таких афишах так-сяк, но они «забивают» все остальные вывески — при ночном освещении ксерокопия светится».
Пример такого плаката — призыв «Танцуй для революции». В Берлине есть традиция танцевально-политических мероприятий: вырученные от таких вечеринок деньги идут, например, на помощь товарищам, попавшим в полицию при разгоне демонстрации. На подобную дискотеку приглашает афиша кислотно-зеленого цвета.
На выставленных плакатах сумасшедший креатив сочетается с социальными темами. Огромный постер призывает: «Прервать абонемент насильника!» Почти весь плакат «оккупировали» черные фигуры — мужчины-насильники, на которых не заявили в полицию, всего шесть бледно-розовых фигур — те, кого осудили. Внизу — статистика: ежегодно в Германии происходит около 160 тыс. изнасилований.
Часть экспонатов сделана в технике шелкографии: несколько слоев краски наносится сквозь трафареты, изготовленные фотоспособом, так цвета получаются ярче и насыщеннее, чем на типографских изделиях. Шелкография выполняется вручную, и на улице такие плакаты — редкость. Один из них — черно-белый постер «Независимый Бинц основан в 2006 году». Бинц — фабрика в Цюрихе, которую в 2006 году захватило местное население. С тех пор там образовался центр независимой жизни: кто-то проводит концерты, а кто-то просто живет в здании фабрики.
В коллекции куратора выставки есть постеры из Кельна, Москвы, Харькова, чудаковатые объявления о скупке волос из Луганска. Горохов признается: «Интересуюсь донецкими постерами, но таких лихих и уродливых, как в Берлине, здесь нет, они недостаточно «плохие» для меня. Вообще нужно уметь видеть красоту плакатов — люди часто проходят мимо замечательных работ. У моих постеров есть визуальная ценность, через десять лет они превратятся в уникальный архив. Надеюсь на новые выставки — еще есть что показать, и, конечно, продолжаю коллекционировать плакаты, у меня уже зависимость!»
Выставка «Плакаты вешать запрещено» продлится до 26 января.