Новая выставка в киевском «PinchukArtCentre», как всегда, носит оттенок сенсационности. На этот раз в Киев привезли Марико Мори — японскую художницу, которая живет в Америке.
В целом, экспонаты выставки «Единение» напоминают декорации к научно-фантастическому фильму, причем не современному, а 20—30-летней давности, когда в подобных творениях еще господствовал некий идеализм, и в космосе властвовали благородные рыцари с бластерами, а не слизкая мерзость. Есть и что- то наподобие внеземного корабля — каплевидный объект «Волна НЛО» во внутреннем дворе комплекса «Арена», и несколько стоящих кругом инопланетян из зеленоватого пластика («Единение»), и устройство для улавливания солнечной энергии — похожая на огромную погремушку «Капсула пробуждения», соединенная оптоволоконным кабелем со специальным радаром на крыше. Сама художница на протяжении нескольких лет исполняла роль своего рода медитирующего пришельца, фотографируясь на фоне разных городов и исторических местностей, лежа в прозрачной капсуле, одетая в футуристический комбинезон; фотодокументация этих перформансов, наклеенная на кольцевидные рампы, объединена в работу из трех частей «Начало конца».
Мори, видимо, предпочитает текучие, округлые формы, светлые тона, часто использует разнообразные технические приборы, экспериментирует со светом. Сделанные ею фотографии древних мегалитических сооружений Японии и Шотландии дополняются имитациями этих малоизвестных «стоунхенджев» на полу галереи. Часть работ имеет интерактивный или просветительский характер. Те же инопланетяне начинают светиться, если к ним приложить руку, а если это сделать со всей зеленой компанией одновременно, то еще и звучит что-то, похожее на пульс. Композиция «Транскруг»: девять одинаковых яйцеподобных объектов, стоящих по кругу, изображают движение планет в Солнечной системе, обмениваясь цветами, а пространство между «планетами» усыпано белой галькой. Вытянутый несколькометровый объект «Tom NA H-IU» похож на ту же многократно увеличенную гальку и также переливается разными красками — каждая мягкая вспышка означает прохождение микрочастиц нейтрино через улавливающие устройства исследовательского центра космических излучений в Японии, с которым эта инсталляция соединена в режиме реального времени. Хотя здесь также не обошлось без симуляции — потому что, например, нейтрино, возникающие при взрыве сверхновой звезды, удается уловить в среднем один раз в 50 лет, поэтому художница просто установила цикл соответствующей вспышки раз в 11 минут.
Нельзя сказать, что сделанное Мори слишком ново; все эти приемы уже многократно опробованы в оп-(то есть оптическом) и поп-арте, в сотнях инсталляций по всему миру, в высоком дизайне, современной архитектуре, не говоря уж о вышеупомянутой киноиндустрии. Важность сделанного Марико Мори не в новизне или эффектности этих творений, а в том, что она создает определенное художественное пространство как пространство для жизни, дает искусству признаки окружающей человека среды; все эти устройства кажутся идеально адаптированными для функционирования на территории повседневной городской жизни, они словно порождены урбанистическим ландшафтом — и в то же время, могут внести в него некоторую поэтичность.
Не менее важным — хотя и не столь заметным — является открытие нового выставочного сегмента в «PinchukArtCentre» под названием «Проектная комната». Этот зал предназначен для показов работ молодых художников, как украинских, так и иностранных, при этом проекты будут создаваться специально для Центра. Первой здесь стала французская художница Кристина Соломуха. Она родилась и училась в Киеве, а в 18 лет вместе с родителями уехала во Францию. Киевскую выставку составили объекты, по мнению Кристины, отражающие изменения в современной Украине. Кусок ствола дерева со скворечником, одновременно являющимся рекламным щитом для одного из банков. Вышивки на основе фотографии, сделанные в разных городах страны. Снежная баба, «слепленная» из покрытых зеркальными стеклышками дискотечных шаров. Собачья будка, представляющая собой копию классического мраморного дворца с колоннами и лепниной, — причем на открытии выставки в будке сидела настоящая живая собака, пепельный декоративный пудель. Видимо, современную Украину художница увидела как страну с господствующим «как бы»: как бы будка и как бы дворец, как бы дерево и как бы скворечник, как бы снеговик и как бы дискошар — то есть как государство симулякров и, опять же, имитаций. Что, в общем, недалеко от истины.
Эти две выставки доказывают: Центр Пинчука стал настоящим лидером в применении наисовременнейших арт-технологий. Модное искусство в модном месте — это, в свою очередь, составляющие модной страны.