Творчество психически больных редко становилось предметом заинтересованности широких слоев нашего общества. Однако выставка, которая недавно проходила во Львове, в культурно-художественном центре «Дзига», в какой то мере ломает стереотипы относительно людей с психическими недостатками. Выставка картин, созданных такими людьми, привлекает внимание в первую очередь темами, хотя, рассматривая некоторые работы, нельзя сказать сразу, что душа и психика автора являются больными или неполноценными.
В течение веков люди, которых общество считало нездоровым, оказывались на обочине этого общества. Но события, которые совершили революцию в психиатрии, в свое время были малозаметными и находили мало поддержки среди участников. Идеи психиатров Пинеля, Эскироля, Коноли (конец ХVIII — начало ХIХ в.) на самом деле были революционными для тех времен, и именно благодаря этим фигурам берет свое начало гуманное отношение общества к душевнобольным.
Вторая половина ХХ века отмечена реализацией идеи возвращения психически больного в общество и к полноценной жизни. Во многих развитых странах значительно повлияла идея деинституализации — ликвидировались большие и переполненные психиатрические больницы, которые служили не столько лечению больных и заботе о них, сколько их изоляции и скоплению. Вместо них появились небольшие лечебные заведения и сети амбулаторных заведений, целью которых было возвращение больного человека в нормальное окружение и предоставление ему помощи.
— К сожалению, мы вынуждены констатировать, что на самом деле идеи деинституализации еще не достигли територии Украины, — говорит киевский психиатр Станислав Костюченко. — Еще до сих пор на расстоянии нескольких километров от областных центров существуют огромные психиатрические больницы, и то, что в них за последние 10 лет сократилось количество кроватей, совсем не связано с влиянием деинституализации. О жизни этих людей рядовой гражданин знает только по слухам и легендам.
Идя выставочным залом, рассматривая каждую картину, как полноценное творение искусства, наталкиваешься вдруг на вывеску, которая сообщает о том, кто является автором. Сначала становится жутко. Впоследствии удивляешься, а уже потом начинаешь рассматривать изображенное под другим углом зрения. Среди экспонатов случаются и «трудноватые» для восприятия, другие — как будто описывают состояние твоей же души.
На людей творческих вообще многие смотрят как на таких, которые немного или совсем чудаковаты. Творчество же душевнобольных художников кое-кто считает «экзотикой», потому что сами «психи» (именно так чаще всего в быту мы их называем) для них «экзотика». Еще кто-то увидит в таких произведениях творение больного ума, очередное доказательство наличия какого-то разлада.
Но совсем немного сыщется тех, кто сможет оценить подлинную художественную ценность этого творчества, не принимая во внимание недуг художника, кто сумеет распознать выражение внутреннего мира личности, высказывание того, чего не могут понять окружающие.
Довольно нелегко было без предубеждения оценить для себя эти картины. Единственное, что точно можно вынести с собой из выставочного зала «Дзиги», — это осознание того, что люди по ту сторону реальности, по ту сторону замкнутых дверей палаты, люди с непонятными для нас глазами и словами, — все они те же самые человеческие существа, способные на полноценное творчество. Просто они ИНЫЕ. Попробуйте их понять.