Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Победу Азербайджана обеспечили украинцы?

Чем стало нынешнее «Евровидение» для Европы: актом культурного единения или барометром кризисных явлений?
16 мая, 2011 - 20:42
В ТЕЧЕНИЕ ПОСЛЕДНИХ ТРЕХ ЛЕТ АЗЕРБАЙДЖАН ВЛОЖИЛ 50 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ В ПРОДЮСИРОВАНИЕ СВОИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НА «ЕВРОВИДЕНИИ»... / ФОТО РЕЙТЕР
...ДЛЯ СРАВНЕНИЯ — ПОДГОТОВКА МИКИ НЬЮТОН ОБОШЛАСЬ В 600 ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ СПОНСОРСКИХ СРЕДСТВ (ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, ТАКАЯ СУММА БЫЛА ОЗВУЧЕНА В ЭФИРЕ ПЕРВОГО НАЦИОНАЛЬНОГО). НТКУ ЖЕ, ТО ЕСТЬ ГОСУДАРСТВО, ЗАНИМАЛОСЬ СУГУБО ОРГАНИЗАЦИЕЙ НАЦИОНАЛЬНОГО ОТБОРА / ФОТО РЕЙТЕР

После Украины в 2004-м и России в 2008-м Азербайджан стал третьей постсоветской страной, одержавшей победу в Международном песенном конкурсе «Евровидение», а значит, получила право на проведение следующего конкурса у себя дома. Согласно результатам голосования жюри и телезрителей в 43-х странах, Элл и Никки — дуэт с «интернационализированными» псевдонимами и «универсализированным» образом европейских влюбленных — набрали 221 балл. Благодаря Эльдару Касимову и Нигяри Джамал, 57-й песенный конкурс «Евровидение-2012» будет проходить на берегу Каспийского моря, в Баку. Так далеко на востоке «Евровидение» еще не проходило...

Раньше поговаривали, что в течение предыдущих лет к подготовке азербайджанских исполнителей приобщались украинская победительница «Евровидения» Руслана и ее муж, продюсер Александр Ксенофонтов. Пытаясь найти подтверждение этой информации, «День» выяснил, что не отдельные личности, а украинская компания «Евромедиа Консалтинг» (в свое время «сопровождавшая» Руслану) ежегодно выступает сопродюсером азербайджанских исполнителей. Как рассказал «Дню» креативный менеджер компании Андрей Бабкин, «Евромедиа Консалтинг» предоставляет свои услуги Азербайджану еще с 2008 года. Именно тогда эта страна впервые отправила своих певцов на «Евровидение».

— Украинская сторона в лице компании «Евромедиа» действительно занималась сопродюсированием участников «Евровидения-2011» от Азербайджана, — рассказал Андрей Бабкин «Дню». — Компания принимала участие в отборе песни для исполнителя, в продюсировании песни, сама песня написана по заказу азербайджанской стороны совместно с украинской компанией «Евромедиа» шведскими авторами. Это те же авторы, которые в прошлом году написали песню для азербайджанской исполнительницы, занявшей на конкурсе пятое место. Также украинская сторона занималась сопродюсированием подготовки артистов к участию в конкурсе, а именно — организацией вокальных, хореографических, артистических номеров, выбора костюма, работы с психологами, работы с консультантами по «Евровидению», подготовки у артистов понимания, что представляет собой этот конкурс. Наша компания занимается «Евровидением» с 2003 года. В 2003-м руководитель компании Павел Грицак был председателем украинской делегации на «Евровидении», в 2004-м мы работали на Руслану. В 2005 году Павел Грицак был вице-президентом Национальной телекомпании Украины, исполнительным директором «Евровидения» в Украине, в том же году он учредил компанию «Евромедиа», с 2008 года занимающуюся Азербайджаном в качестве консультанта и сопродюсера. Мы занимались также европейской промо-кампанией азербайджанских артистов в Европе, пребыванием их в Дюссельдорфе, всеми их интервью, пресс-конференциями, репетициями. Мы непосредственно причастны также к началу участия Азербайджана в «Евровидении», в частности, мы вели переговоры с Европейским языковым союзом.

— А к подготовке Мики Ньютон вы, следует понимать, не были причастны?

— Нет, не были. Этим занималась другая компания. Конкурс «Евровидение» — это конкурс телевизионных каналов. Официально, юридически, в конкурсе принимают участие не страны, а телевизионные каналы, представляющие те или иные страны. Именно телевизионный канал определяет, кто входит в состав делегации, какие компании-субподрядчики занимаются менеджментом, подготовкой и так далее.

— Вы и в дальнейшем планируете сотрудничать с Азербайджаном?

— Да, мы надеемся, — отметил Андрей Бабкин.

Кстати, как раз в период трансляции полуфиналов и финала «Евровидения» промо-ролик «Страны Огней» и ее туристических прелестей можно было увидеть как на Первом Национальном, так и на Euronews. Безусловно, это была реклама не только туристического Азербайджана, но и страны-участницы песенного конкурса, а также Азербайджана как части европейского пространства. А где в это время были украинские Гарнюня и Спрытко?

Надо сказать, что победа на «Евровидении» стоила Азербайджану недешево. Как сообщил «Дню» источник, в кулуарах «Евровидения» приходилось слышать, что на подготовку своих участников в течение трех последних лет Азербайджан потратил около 50 миллионов долларов. Весьма дорогое удовольствие, но уже давно известно, что в современном конкурентном мире имидж страны требует серьезных инвестиций.

Тем временем пророчества букмекерских контор, отдававших победу то французу с оперным голосом, то британскому бойз-бенду Blue, в этом году опять провалились. Неожиданностью стали не только имена победителей. Украинке Оксане Грицай (сценический псевдоним — Мика Ньютон) пророчили 23-е место, однако она заняла четвертое.

— Мне кажется, тут есть несколько составляющих, — комментирует успех украинской певицы президент Европейской Ассоциации Украинцев Алексей ТОЛКАЧЕВ, наблюдавший за нынешним конкурсом «Евровидение» из Дюссельдорфа. — Во-первых, очень успешная работа продюсера. Во-вторых, очень успешная промо-кампания в Европе, которой занималась крупная консалтинговая компания. Мобилизация зарубежных украинцев. Правда, остается вопрос с Испанией, Италией и Польшей. Зарубежные украинцы мне сами звонили и писали, что они возмущены таким низким баллом, который эти страны в итоге дали украинской певице. Возможно, на окончательные баллы повлияли национальные жюри.

Успех Мики Ньютон не могли предположить не только европейские букмекеры и эксперты, но и наши собственные. Кроме автора песни Angel, ни один из музыкальных экспертов, композиторов, поэтов, продюсеров, исполнителей, принявших участие в дискуссии на Первом Национальном перед финалом «Евровидения», не был убежден в том, что Европа высоко оценит выступление Мики. В общем, климат в студии во время упомянутой дискуссии был довольно нервозный и малоприветливый, иногда — с использованием нецензурной лексики (хотя, надо признать, эта лексика была значительно скромнее, нежели ругань российского представителя на «Евровидении» Алексея Воробьева, который ознаменовал свой выход в финал матом на всю Европу). Впрочем, несколько интересных мнений в эфире все же прозвучало. В частности, слова поэта Юрия Рыбчинского, напомнившего о политической составляющей «Евровидения».

Конечно, такой масштабный телевизионный конкурс, охватывающий многомиллионную европейскую аудиторию, не мог возникнуть без политического обоснования. А произошло это, напомним, в середине 1950-х. «Евровидение» основали как зрелищную развлекательную программу, которая должна была способствовать культурному объединению Европы. За более чем полувековое существование конкурс пережил немало трансформаций, но его задача относительно культурного единения осталась неизменна. В этом смысле сегодня идеологическая ценность «Евровидения» заостряется в связи с тем, что объединенная Европа переживает не лучшие времена. Но способны ли блестки «Евровидения» заглушить нарастающее напряжение? Или, напротив, конкурс является отражением европейского кризиса? Как оказалось, наши сомнения совпали с неоднозначными впечатлениями от пребывания среди многотысячной аудитории на Эсприт- арене президента Европейской Ассоциации Украинцев Алексея Толкачева:

— Для меня «Евровидение» состоит из двух частей: первая часть — выступление певцов, которые действительно действуют объединительным образом, когда многотысячная аудитория живет единым сердцем, люди чувствуют друг друга. Но как только начинается голосование, все это сообщество разваливается на весьма враждебные лагеря. Никакого единения, только зависть, ненависть и какие-то свои локальные обиды, — делится впечатлениями Алексей. — Было очень много негативной реакции, «фууукания» на стадионе, когда отдельные страны отдавали свои голоса Греции, Швеции или, кстати, Азербайджану... Откровенно говоря, часть аудитории очень неодобрительно выкрикивала, когда голосовали за Мику Ньютон. Во время голосования господствовала атмосфера нездоровой конкуренции, многие россияне были недовольны, когда высокие баллы получала Украина, когда Молдова не дала высокого балла их Алексею Воробьеву...

Более того, лично мне абсолютно непонятен характер и механизм голосования. Огромное возмущение в аудитории вызвало голосование малых стран, ведь баллы Монако или Македонии приравниваются к баллам Франции, Германии, Италии, Испании. Вес голосов разных стран одинаков, несмотря на то, что «весовая категория» этих стран принципиально разная, — отмечает Алексей. — Во время самого голосования я понял, что мнение зрителей составляет только 50% результата, а еще 50% дают какие-то национальные жюри, состав которых почти никому не известен, и каким образом они голосуют, тоже остается под вопросом (в пресс-службе НТКУ нам сообщили, что в состав украинского жюри вошли заместитель гендиректора НТКУ Владимир Липовый, кинорежиссер Андрей Бенкендорф, директор радиостанции Kiss FM Антон Цеслик, певица Маша Собко и преподаватель по вокалу Наталья Ефименко. — Авт.)

Очевидно, поп-соревнования всегда будут оставлять после себя тот самый неприятный осадок вопросов, подозрений, слухов... Такими, в конце концов, являются законы этого жанра, которому Украина уделяет очень много внимания. Непропорционально много, если участь, что, к примеру, в киевской консерватории едва ли каждый второй студент — лауреат самих престижных международных конкурсов классической музыки. Этих людей наше общество совершенно не знает, хотя очень часто именно эти люди гораздо больше заслуживают внимания, чем многие их эстрадные и поп-коллеги. Пришло время браться за планки посерьезнее.

Мария ТОМАК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ