Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Пограничные выдумки

В Киевском театре «Колесо» представили премьеру
20 марта, 2007 - 20:08
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «OFF ГРАНИЦА» / ФОТО ЕВГЕНИЯ ЧЕКАЛИНА

Спектакль «Off граница» в постановке болгарского режиссера Дима Димова, творческие отношения с которым уже стали для этого театра доброй традицией, сделан по пьесе современного драматурга Калина Илиева, который, кстати, пришел в «Колесо» на премьеру.

Нужно отметить, что руководство театра находится в постоянном поиске неожиданных текстов, талантливых, хотя иногда недостаточно известных для киевлян, драматургов, и, надо сказать, это ему удается. Первой неоспоримой характеристикой «Off границы» является его современность: в многопластовой текстуре, неожиданном художественном решении, сочетании популярных, «массовых» мотивов с философскими мыслями, которые возникают у представителей человечества любой эпохи.

Спектакль, кажется, начинается задолго до того, как на сцене появляются актеры. Зритель попадает на… границу и некоторое время колеблется, где же ему лучше разместиться: замок, шлагбаум, мотоцикл «клетка», в пространстве которой ожидается появление героев представления, — такие элементы сценографического решения (художник — Олег Татаринов) удивляют и в то же время смущают. И если у кого-то из присутствующих возникли ассоциации или воспоминания о спектакле Андрея Жолдака «Один день Ивана Денисовича», он, наверное, мгновенно отогнал бы от себя эти мысли, зная специфику театра «Колесо»: только о добром и вечном, а сценическое пространство — сплошное и неограниченное (несмотря на реальную территориальную ограниченность) поле для игры.

«Off граница» имеет два смысловых пласта. Внешний — история байкерши Теди (Ольга Лопатина-Армасар), которая облачилась в кожаную одежду и взялась за руль железного коня, чтобы найти психологическую защиту от собственных страхов и комплексов, и Боби (Денис Драчевский), который по некоторой нежности и манерности напоминает женщину, мечтает о светлых чувствах и путешествии в Тибет. Молодые люди, волею судьбы, несмотря на различия в убеждениях, оказались на одной границе, в общей ловушке. Дело в том, что база данных пограничного компьютера неправильно «выдала» пол молодых людей: Теди — как мужчины, а пол Боби определила как женский. Но кроме бессмысленного положения, в которое попали герои, их испугал еще и психологический подтекст этой ошибки: Теди действительно, так сказать, не ощущает себя женщиной, ведь не любит детей и лошадей, в то время, как Боби, наоборот, в силу специфики характера, «находит» в себе ярко выраженное женское начало.

Все больше история превращается в причудливое зрелище, в контексте которого появляются Министр (Елена Иванова), Программист (Эльвира Рамазанова), Психолог (Елена Кривда), которые пытаются помочь героям, однако, впоследствии оказывается, что они и сами являются такими же беззащитными, одинокими и недовольными жизнью. Министр не хочет заниматься политикой, Программист, которая более всего любит компьютеры (следует напомнить ее реплику: «… так много людей, и так мало… компьютеров») вынуждена общаться с людьми, к чему у нее нет ни желания, ни способностей, а Психолог вообще давно нуждается в психиатрической помощи.

Внутренней смысловой линией спектакля является игра вокруг самого понятия границы: граница — как определенное ограничение, ведь каждый персонаж спектакля не только сталкивается с определенными жизнью границами, но и собственноручно загоняет себя в определенные рамки. Действующие лица стремятся перейти границу, ведь нарушать правила и стереотипы является подсознательным стремлением каждой личности. Вместе с тем, им сложно это сделать, ведь действовать в границах намного удобнее и проще. И, наконец, граница — это определенная психологическая граница, экстремальная ситуация, попадая в которую, персонажи раскрывают характеры.

Кроме того, путаница с полом главных героев спектакля является символом того, что в действительности не существует границ, есть лишь человек, со своими стремлениями, мечтами, независимо от того, какой у него социальный статус или какого он пола.

Не преуменьшая значения режиссерского решения, следует отметить, что спектакль Дима Димова является достаточно актерским. Ведь именно благодаря точной актерской работе, реализуются основные философские сентенции автора. Каждый из персонажей к финалу спектакля «Off граница» сильно изменяется, словно сбрасывает с себя надоевшую маску: хладнокровная и жесткая девушка-байкер становится нежной любовницей, которая желает стать матерью; подобный пугливой и слабодушной девушке, парень превращается в настоящего мужчину, которому открывается широкое пространство светлых помыслов. Министр мечтает об отдыхе на природе и рыбалке, а Программист пытается найти психологическую поддержку у молодых людей, которых пришла спасать и обезвреживать... Но постепенно открывается пограничная «клетка», звучит музыка группы «Назарет», и свобода становится ключевым понятием в этой чудаковатой пограничной истории.

Елена ВАРВАРИЧ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ