Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Поход за золотым руном

совершили участники и зрители VIII «Боспорских агонов» в Керчи
17 июля, 2006 - 19:53
ЦЕРЕМОНИЯ ОТКРЫТИЯ «БОСПОРСКИХ АГОНОВ» НА МИТРИДАТСКОЙ ЛЕСТНИЦЕ / ФОТО ИГОРЯ КОЛЕСНИКОВА

Большинству наших соотечественников Крым известен более всего здравницами южного берега и не многие знают, что концентрация древности этих мест находится в Крыму восточном, традиционно удаленном от курортных зон районе полуострова. На месте теперешней Керчи — древнейшего города Украины и одного из древнейших городов мира, двадцать шесть веков назад греками было создано могучее государство — Боспор Киммерийский со столицей Пантикапей. С тех времен остались в этих краях руины древнегреческих городов, величественные цепи курганов-захоронений, десятки некрополей и склепов.

Группа энтузиастов организовала в Керчи фонд «Боспор». Его задача: рассказать об истории этой земли, привлечь внимание к красоте его природы, очарованию степных просторов, вольно простирающихся от горизонта до морских берегов. Из всех этих важнейших направлений самым ярким стал Международный фестиваль античного искусства «Боспорские агоны».

Автором идеи, творческим вдохновителем и организатором уникального, не имеющего аналогов в Украине, фестиваля стала директор фонда «Боспор» Татьяна Умрихина, ныне заместитель председателя Совета министров АР Крым. Задуманный вначале как театральный фестиваль античной драматургии, VIII «Агоны» (агоны — в переводе с греческого — состязания) превратились в смотр культурных достижений — литературы, изобразительного искусства, бардовской песни, исторического фильма, музейных экспозиций и выставок, пленэров фотохудожников и художников.

Традиционно наибольшее внимание привлекает театральный конкурс, единственный в своем роде, открывающий зрителям мир искусства античного и современного. Но самым грандиозным событием «Боспорских агонов», несомненно, была и остается церемония открытия фестиваля, проходящая в самом знаменательном месте города — у подножья Митридатской лестницы. Это грандиозное сооружение, десятками ступеней вознесшееся к вершине величественной горы царя Митридата, на один вечер становится площадкой под открытым небом для величавого действа, во время которого богиня Деметра «снисходит» на землю и благословляет всех собравшихся на «Боспорских агонах».

Каждый год организаторы церемонии открытия придумывают новый сюжет, вплетая в канву античной истории моменты, связующие времена и пространства. Так на VIII «Боспорских агонах» главным сюжетом стал греческий миф о похищении у царя Колхиды Ээта аргонавтами под предводительством Ясона Золотой шкуры волшебного барана. Если в предыдущие годы программа театрального конкурса строго придерживалась принципов заявленной идеи — античная драматургия, то в 2006, учитывая желания большого количества театров принять участие в фестивале, оргкомитет решил расширить его рамки и предложить вести поиски «Золотого руна» — от «античности до современности».

Почти буквально это задание выполнили украинские и болгарские актеры в совместном проекте-спектакле «Золотое руно» по пьесе Р. Раллина (режиссеры — И. Клищевская, Д. Димов). Актеры Габровского драмтеатра им. Рачо Стоянова и Киевского театра «Колесо» объединились на одной сцене — в Габрово, и разыграли древний миф на современный лад. Обязав актеров общаться друг с другом на разных языках, словно настаивая на разности понимания общечеловеческих проблем, создатели спектакля попытались проследить насколько изменилась природа человека в борьбе за власть со времен античности и до наших дней.

Неоднократный участник «Боспорских агонов» — Симферопольский Крымский русский драмтеатр им. Горького показал свою версию борьбы за власть во времена «Короля Ричарда III», описанные У. Шекспиром. При всей масштабности сценографического решения и размахе страстей шекспировских героев, спектакль оставил ощущение схематичности режиссерского решения, внешним рисунком не дал возможности «восторжествовать» глубокому психологизму устрашающего образа Ричарда III — средоточия коварства, цинизма, жажды обладания короной.

Краснодарский театр драмы (Россия) булгаковскому «Мастеру и Маргарите» дал иное название — «Евангелие от Воланда», сместив тем самым в своем спектакле центр тяжести повествования на интерпретацию Воланда. Ограничивая сцену вращающимися зеркально-черными плоскостями, впускающими и выпускающими в центр сцены героев, режиссер спектакля Р. Кушнарев, пытается создать ощущение многомерности бытия, иллюзию легкого перехода из пространства в пространство, из одного времени во время иное. Персонажи тоже довольно легко меняются местами, воистину, кто знает, может, сегодня он предстанет в образе Воланда, завтра задохнется от безумия в образе Ивана Бездомного. И сколько всего намешано в каждом из нас? Образным символом на этой шахматной доске жизни с напряженной партией на сцене присутствует лишь одна большая пешка. Неужели все мы на этой земле всего лишь пешки? И кто разыгрывает эту вечную партию?

В спектакле «Рок-концерт с Григорием Гориным» Гродненского драмтеатра (Беларусь) нашли адекватную форму совершенному, как всегда, тексту Григория Горина, образно «вставив» его в рамку песенной культуры 80-х годов, лучших ее музыкальных образцов — Гребенщикова, Макаревича, Шевчука, Сукачева. И на этом фоне сыграли историю отношений интеллигентного инженера Ларичева (С. Куриленко) и простого работяги Калягина (А. Шелкоплясов), дававшего инженеру уроки по освоению... русского мата. Метафора, утверждающая, что предательство самого себя оборачивается духовной смертью, в спектакле выглядит буквальной смертью героя. Переборов себя, наступив на все собственные принципы, доведенный до отчаянья, инженер выкрикивает матерные слова, но они становятся последними в его жизни.

Необычно интерпретировал сюжет об Архимеде коллектив Курчатовского центра культуры, объединившего преподавателей, профессоров, выпускников, студентов и аспирантов физического факультета Московского университета в Большом физическом театре оперы и балета — Студии «Архимед». В привезенной театром опере «Архимед» с парадоксальным определением жанра — современная древнегреческая трагедия, изобретательные ученые-физики задорно, с юмором и выдумкой исполняют арии небожителей Олимпа, интеллектуально переиначивая их соответственно традициям жизнедеятельности высшего учебного заведения. Хорошие голоса, остроумные тексты актеров-любителей оставили приятное впечатление слаженной, талантливой КВН-команды.

А путешествие аргонавтов, то есть членов международного жюри во главе с народной артисткой Украины Ларисой Кадыровой, продолжалось. Они нашли «Золотое руно» фестиваля: спектакль «В ожидании Годо» С. Беккета Львовского театра им. Леся Курбаса. Считается, что пьесы авторов театра абсурда, среди которых Беккет занимает одно из главенствующих мест, непросты для восприятия, сложны для сценического воплощения. Здесь все просто — возвращение к истокам театра, к игре, импровизации, к потребности яркого актерского самовыражения. Лаконизм сценографии — затянутая белым сцена — место «нигде и везде» и зрители, расположившиеся с актерами на одной плоскости, не разделенные рампой, видеоэкран, на котором начинается этот «актерский» поход в места, где они будут ожидать Годо, где они надеются его дождаться и где они смертельно боятся дождаться его прихода. Актеры на глазах зрителя словно выстраивают модель бытия, конструкцию человеческих отношений. Когда люди не слышат друг друга, не пытаются услышать, да и просто не могут. В форме актерской шутки, нарочитого баловства, как пинг-понговый мячик «перебрасывают» исполнители с особой талантливой грацией бессмысленные фразы, которые после их произнесения и проигрывания вдруг становятся понятными. И как откровение на зрителей обрушивается текст Беккета, приводящий к мысли, что никакой это не абсурд, это то сокровенное, что спрятано глубоко в душе у каждого, то, что мы ждем и оттягиваем, от чего мучаемся и обнадеживаемся. От рождения и до прихода этого самого Годо...

Алла ПОДЛУЖНАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ