В работах, представленных на выставке «Графика и художественная фотография», экспонирующейся в изысканных интерьерах старинного особняка Родзянко, где сейчас размещается Киевский театр «Сузір’я», ее автор — известная киевская художница Наталья Володина-Панченко, попыталась рассказать о времени — прошлом и настоящем.
Для каждого человека важно знать свои корни, помнить о предках, передавать память потомкам, сохранять дух семьи, поколений. Свое женское (изначально, как хранительницы семейного очага) волнение об этом художница воплотила в выставочной серии работ «Родовід. Золотий фонд», предложив творческое видение культа преемственности памяти рода.
Используя современные технологии и возможности графического искусства, Володина-Панченко изобретает собственную авторскую технику, совмещая ее с репринтной печатью и письмом гелевыми ручками. Посетителю выставки предлагается словно бы полистать старинный семейный альбом, запечатлевший любимые сердцу лица родных — дедушек и бабушек, мам и пап, сыночков и дочек. Взяв старые фотографии, художница еще больше «старит» их, нанося на изображение патину времени. Пожелтевшие, кое-где с неровными краями фотографии начала ХХ века «прорываются» к зрителю сквозь причудливо брошенные на листы слои золотистого, серебристого, медно-переливающегося цветов. С листов, на которых изобретательно скомпонованы детали, создающие его цельность, словно сквозь разорванное бурными событиями время смотрят на нас, сегодняшних, наши бабушки и дедушки. И не поверить, что вот такими маленькими были они когда-то.
На фотографических коллажах Володиной-Панченко запечатлена история конкретных людей, конкретных семей. То, что автор подписывает фамилии действующих лиц этих фотографий, делает их своеобразными документами эпохи, историческими свидетельствами событий, способными общим видом и выражением лиц дать оценку происходящему.
В старых фотографиях есть какая-то определенная торжественность. Это для нас, почти поголовно имеющих цифровые аппараты, любые изображения — обыденность, а на заре этого изобретения — процесс запечатления себя на пленку был чем-то сродни праздничному событию. Фотопортрету придавалось большое значение, его можно было подержать в руках, полюбоваться, сохранить как реликвию, оставить потомкам. Какие разные, но сосредоточенно-серьезные лица у тех, кто ожидает, когда же из объектива «вылетит» птичка...
Декоративными деталями выглядят надписи на фотографиях, сделанные художницей нарочито старательным почерком. Как правило, — аккуратно, каллиграфически подписывали на обратной стороне: «На долгую память!» Насколько трогательна надпись на фотокарточке крепенького карапуза в модном тогда матросском костюмчике — «Дедушка Славик. Ему в 1927 было около года». Сколько чинности и благородства на лицах мужа и жены, застывших на овальной свадебной фотографии, подписанной «Созвучие сердец — солнце любви, которое творит жизнь на Земле!» А вот «Маленькая панночка — зернышко ангельское». Круглолицее светловолосое существо с большим белым бантом на голове и в кружевном белом платьице. Марыся еще мала, скорее всего, и ходить не умеет, поэтому сидит, позируя, малышка на стуле. Взгляд настороженный, но осмысленный. И словно чувствуешь теплоту ее умильных пяточек на пухлых ножках. Они — в предчувствии пути. Каким же был жизненный путь этого ангельского зернышка? И как ответ — рядом три других фотографии коллажного листа — «Незамужняя панночка Мария», «Свадебная фотография» и фото женщины преклонных лет — «Панна Мария Кузьмич».
А вот на листе фото трех мужчин с подписью: «Мужчины, партнеры, друзья». Кажется, стоит лишь заменить лица на современные, и это уже будет фото их правнуков, остающихся друзьями лет эдак через сто. Совсем иное впечатление от фотографии: «1914 год. Первая мировая война, дети потеряли отца, их мать — мужа». Зимний пейзаж, герои одеты в характерные пальто того времени. На их лицах — тревога перед будущим, своим и страны. Так одиноко и незащищенно выглядит эта семья, оставшаяся без главы рода...
Интересна постановочная композиция — фото «Митя Жекмаки с родной и крестной матерями». Действующие лица этого коллективного портрета расположились в лодке. Ее борта украшены орнаментом и цепью. Фоном фотографии служит природа, деревья, стоящие вдали. Все призвано создать благостное настроение. Головы женщин украшают кокетливые шляпки, в руках одной — раскрытый зонт, другая держит сумочку и букетик полевых цветов, возможно, собранных на лугу неподалеку. Маленький Митя — в лодке посредине, под защитой двух своих матерей. Старой пожелтевшей фотографии автор Володина-Панченко придает еще более давний вид. В легкости прозрачного коричневатого пастельного тона царит умиротворение, спокойствие, уверенность в завтрашнем дне.
Выставка «Родовід. Золотий Фонд» заставляет нас чуть-чуть замедлить свой темп, остановиться, задуматься о ценностях вечных, непреходящих. Все мы — ветви родового дерева, каждый своего, и, может, самая главная наша задача на этой земле — стать надежным звеном в цепи памяти рода. Художница подсказала эмоциональный, творческий путь принятия, сохранения и передачи во времени истоков корней своей родословной. Вглядываясь в лица своих родных, давних и теперешних, можно стать спокойнее, добрее, сильнее духом. После посещения этой выставки вам обязательно захочется пересмотреть свои семейные фотографии...