Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Полтора века с музыкой Танеева

15 марта, 2006 - 19:06

В Национальной филармонии Украины состоялся концерт, посвященный 150-летию со дня рождения великого русского композитора, педагога, пианиста, музыковеда.

В программе вечера прозвучали два масштабных произведения Сергея Ивановича Танеева (1856—1915), которые сейчас, пожалуй, исполняются реже, чем того заслуживает их художественная ценность, а возможно, из-за своей сложности: Концертная сюита для скрипки с оркестром, соч. 28 (1909), и Кантата «Иоанн Дамаскин» для смешанного хора и оркестра на стихи Алексея Толстого, соч.1 (1884). Эту несправедливость исправил Ансамбль классической музыки им. Б. Лятошинского Национального дома органной и камерной музыки Украины (художественный руководитель Валентина Иконник-Захарченко, дирижер — Игорь Андриевский); в концерте принимала участие скрипачка Нина Сиваченко.

Оригинальная, разнохарактерная и виртуозная Сюита состоит из пяти частей, каждая из которых создана в своем неповторимом стиле и ярко показывает талант и мастерство Танеева-композитора: Прелюдия, Гавот, Сказка, Тема с вариациями, Тарантелла. Кантата «Иоанн Дамаскин» — одно из произведений Танеева, наиболее любимых публикой. Духовное содержание сочетается в ней с пышным звучанием, стройной формой. Художественная, да и чисто техническая сложность этих произведений требует от интерпретатора настоящего профессионализма. Следует заметить, что достойное воплощение этих двух непростых шедевров вызывает уважение: публика оценила и тепло приняла серьезную подготовку артистов.

Авторитет Танеева — общественного деятеля и удивительно чистого, высоко морального человека был очень велик. Дворянин по происхождению, он получил великолепное образование — как специальное, так и общее; с золотой медалью закончил Московскую консерваторию по классу фортепиано Н. Рубинштейна и композиции П. Чайковского. Став преподавателем, воспитал в своем классе таких небезызвестных музыкантов, как Рахманинов, Скрябин, Метнер, Ляпунов, Глиэр и другие. Когда из-за конфликта с руководством Танеев был вынужден уйти из консерватории, он продолжил заниматься с учениками, причем безвозмездно...

Сергей Танеев-пианист имел успех как солист и участник ансамбля. Не вызывает сомнений просветительское значение его исполнительской деятельности: именно Танеев — крупнейший пианист своего времени — принес популярность фортепианным произведениям Чайковского и других своих коллег-соотечественников. Органичное равновесие яркого темперамента и профессионального совершенства, содержательности и вкуса привлекало публику в его манере игры. Любимый ученик и близкий друг прославленных музыкантов-современников: П. Чайковского, Н. Римского- Корсакова, И. Глазунова, он воплотил в своей самобытной музыке традиции не только русской музыки, но и И.-С. Баха, В.-А. Моцарта, Л. Бетховена, одновременно предваряя при этом музыкальное искусство грядущего ХХ века. Лучшие достижения западноевропейских композиторских школ он использовал для того, чтобы обогатить русскую музыку; полифонию строгого стиля применил в обработке русских народных песен. Индивидуальное сочетание классических и романтических черт в его композиторской манере (свойственное и некоторым другим выдающимся музыкантам рубежа XIX—XX веков) привлекает торжество гармонии и разума, воспеваемые им в его содержательных опусах. Духовная и философская тематика звучит в его музыке так же убедительно, как и глубоко личные человеческие эмоции. Значительные по масштабу и художественному замыслу, крупные по форме произведения — хоры, симфонии, инструментальные концерты — соседствуют в его творчестве с великолепной камерной музыкой, обработками народных песен (в т. ч. украинских). Танеев-ученый, обладатель поразительной эрудиции, изучал «строгий стиль» в музыке; этой непростой теме посвящены его теоретические работы. Он обогатил предметы музыкально-теоретического цикла, обеспечив их научно- методическими пособиями. И даже теперь, спустя 150 лет, музыка Сергея Ивановича Танеева так же волнует и заставляет слушателей думать.

Елена ЖУКОВА, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ