Не бездумное кокетство, а что-то осмысленное и целеустремленное слышится в этом ныне исключительно польском слове — кокетерия. В Варшаве строительство стадиона, который готовят к чемпионату Европы по футболу, — на том же этапе, что и в Киеве. Но балки под его крышу оснащены лампами, и в темноте он проявляется царской короной. Страна живет осознанием перемен к лучшему. По крайней мере, сегодня у Польши наилучшие экономические показатели среди всех постсоциалистических стран. Однако на фанфары времени никто не тратит. А вот блеснуть предощущением успеха — мощного, завидного — удается и в очень разных жизнепроявлениях.
Конечно же, меня больше всего интересовала сегодняшняя жизнь коллег. За 16 лет в 16-ти руководимых мною театральных фестивалях разного масштаба («Київська парсуна», «Сузір’я», «Київ-Травневий») приняли участие 16 польских театров. Последние годы не радуют постоянством диалога наших сцен. И тем более важно понять нам, живущим на остро сжимающейся территории театра, как процветают государственные театры и множатся частные у наших соседей. Один отставной украинский политик сказал мне: «Пора интеллигенции спасать страну, пока политики и бизнесмены ее не разжевали и не выплюнули друг на друга». В Польше проблема развития экономики и демократии осознается не как задача персон, а как гонор народа, внутренняя поза каждого гражданина. И в этом нет кокетства сегодняшнего дня. Это разливается ароматом таланта, победительным обаянием кокетерии многовекового самоуважения нации.
В недавно открывшемся в Варшаве Центре знаний им. Николая Коперника рекламные плакаты о Годе Марии Склодовской-Кюри. Дети с родителями добровольно и увлеченно обучаются здесь по три-четыре часа. Чудеса химии, механики, физики раскрываются в опытах, которые они проводят самостоятельно. Поляки умны, изобретательны и хорошо обучаемы — читается не на плакатах, а в глазах людей, посетивших центр.
Поляки знают свою историю, чтут своих героев. Поляк и патриот — синонимы! Эта нота торжествует в Музее Варшавского восстания. Я очень удивился, когда увидел, что с размещенных в разных местах экспозиции календарей посетители срывают листки и прижимают к груди собранные таким образом собственные летописи. Оказывается, на каждом из них изложена история одного из 72-х последних дней отчаянной борьбы за свободу.
В репертуаре польских театров почетное место — за национальной классикой. Театралы утверждают, что польская культура традиционно живет, прежде всего, ожиданием великой пьесы. А пока таковая пишется, даже в откровенно развлекательном материале подспудно, не напоказ, всегда провозглашаются высокие человеческие идеалы, всегда оказывается значительным жизненный выбор и духовная высота героев. Я побывал на премьерном показе и на спектаклях, идущих вторую и третью сотню раз. Залы были неизменно полны, и без традиционного для наших театров абсолютного женского большинства.
Премьера «Конформист» по А.Моравия в Театре общедоступном (Powszechhy). Спектакль поставлен в форме слайд-фильма, запечатлевшего сцены крушения личности героя. Партнеры героя — Марчело (Михал Ситарский) — втягивают и испытывают его двусмысленными ситуациями, а его выбор служит основанием для эмоционального осмысления эпизодов собственной жизни. Маленькие бытовые радости, страстишки, цветочки честолюбия, пылинки гордыни сжирают капитал души. Режиссер М.Фьедор провозглашает: человек без жизненной позиции обречен на нищету бездуховности.
В спектакле Театра Современного (Wspolczesny) по пьесе Даниэла Коласа «Носки.Опус 124» эксцентрично-комедийно начинают свой «театр в театре» звезды польского театра и кино. Петр Фрончевский и Войцех Пшоняк в образах когда-то знаменитых музыкантов, решившихся самостоятельно осуществить концерт-спектакль, демонстрируют грандиозный арсенал средствах актерской выразительности. Томная капризность, брюзжание, отрешенность, преданность сцене, служение профессии, смех и слезы, отчаяние, истерики, сила воли, мощь характера — составляют симфонию актерского дуэта.
От коверных клоунов — через сентиментальную арлекинаду — к строгости фраков проходят они как через способность экспериментировать и ошибаться, смеяться над собой и прощать другим и, наконец, трудиться беспрестанно — так и только так понимая дар таланта.
Насколько режиссер и руководитель театра Мацей Энглерт в этом спектакле экономен в постановочных приемах, настолько же щедро он укрепляет ими пьесу Мак Донаха «Поручик из Чишмора». История убийства любимого кота члена парамилитарной организации (его блестяще играет Борис Шиц), о которой он узнал по телефону, пытая раскаленным утюгом представителя конкурирующей группы борцов за свободную Ирландию и заодно за свободу ирландских котов, заводит механизм мести. Кровь течет рекой, фонтаном из одного врага, брызгами из другого. Ее выносят со сцены ведрами, а по стенам она стекает кровепадами. За смерть котенка жизнями поплатились все! В том числе и сам герой, которого убивает его любимая, котенка которой он убил из мести за своего кота. На самом деле от оцепенения до хохота доводит гротескность ситуации, характеров, устремлений в этой простой и важной истории о Божьем даре жизни. Даре равновеличественном во всех его земных ипостасях.
Кокетерия! Это не показная красота и не жонглирование способностями или возможностями. Мне кажется, это привлекательность бытия авансом. Заманчивость завтрашнего дня, добрый свет будущего, симпатия сегодняшнего дня. И пусть обогреет она всех на этой земле!