В Италии эксгумированы останки Фаринелли — кастрата, чей великолепный голос приводил в восторг все королевские дворы Европы XVIII века. Власти выдали разрешение на эксгумацию по запросу группы ученых под руководством Дэвида Ховарда из Йоркского университета и Николаса Клэптона из британской Королевской академии музыки.
Ученые надеются узнать больше о физиологических особенностях выдающегося певца и определить, каким образом кастрация повлияла на тембр его голоса и на голоса тысяч его современников, согласившихся на операцию ради того, чтобы стать звездами оперной сцены, пишет The Daily Telegraph.
«На сегодняшний день это единственный скелет кастрата, которым мы располагаем, — сказал Клэптон. — Мы хотим определить их облик, узнать, были ли они похожи на карикатуры XVIII века, где их представляют женоподобными, с развитой грудью и толстыми ягодицами, или же непомерно высокими и худыми — так, например, выглядит Фаринелли на своих официальных портретах». На гравюрах, изображающих Фаринелли вместе с его коллегой, певцом-кастратом Сенезино, можно увидеть двух долговязых мужчин с непомерно маленькими головами, которые буквально возвышаются над своими товарищами по цеху, обычными оперными певцами.
Пение кастратов широко использовалось в ведущих партиях сопрано барочных опер XVII—XVIII веков, напоминает gzt.ru. Фаринелли, чье настоящее имя Карло Броски, родился в 1705 году на юге Италии, в области Апулия. Он был самым известным певцом среди кастратов, его голосу приписывали почти магические свойства. В 1737 году Фаринелли начал службу при испанском королевском дворе. Кастрат должен был лечить от депрессии испанского короля Филиппа V, тихонько напевая ему в ухо.
Команда ученых, которую спонсирует известный историк из Флоренции Альберто Бруски, надеется «получить всю необходимую информацию для того, чтобы восстановить подлинную внешность Фаринелли». Исследователи намерены провести биомолекулярное сканирование останков певца и подтвердить или опровергнуть распространенное мнение о том, что Фаринелли был человеком аномально высокого для своей эпохи роста. Карло Витале, научный сотрудник Исследовательского центра Фаринелли заявил, что останки певца «находятся в удовлетворительной сохранности», но «поработать есть над чем».
Анализ голосовых связок Фаринелли позволит ученым узнать, что именно давало голосам кастратов их потрясающий тембр и широкий вокальный диапазон. По мнению профессора Клэптона, простая операция — надрез семенного канатика — вызывала серьезные гормональные изменения в организме юношей, препятствуя, в частности, утолщению голосовых связок и способствуя продлению периода роста. Поэтому, считает он, кастраты были необычайно высокими. «Большой объем грудной клетки давал огромную мощность их легким и огромный диапазон вокала, одновременно сохраняя очень нежный тембр голоса», — говорит профессор Клэптон.
Историки до сих пор не могут объяснить необычайную вспышку кастраций, негласно санкционированных церковью. Ежегодно в Италии XVII—XVIII веков кастрировали около 4 тысяч мальчиков. Некоторые исследователи думают, что это было вызвано тем, что церковь пыталась таким образом воспрепятствовать появлению в хорах женщин, чьи голоса воспринимались как излишне эротичные, другие считают, что во всем виноват призыв святого Павла: «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью» (Первое послание к Тимофею 2:11), якобы послуживший причиной отсутствия женского вокала в средневековой церковной музыке.
Последний европейский певец-кастрат Алессандро Морески прожил настолько долго, что сохранились граммофонные записи его голоса, сделанные в 1902 и 1904 годах. К сожалению, по ним невозможно определить, в чем же именно заключалась неземная красота пения кастратов: записи находятся в очень плохом состоянии, и при попытке их воспроизвести можно услышать лишь пронзительный, скрежещущий вой.
Кстати, Фаринелли прожил 77 лет. Он выбрал себе сценический псевдоним, позаимствовав имя известного ему итальянского судьи. Певца-кастрата прозвали Il ragazzo (Мальчик). С возрастом Мальчик стал чрезвычайно влиятельной политической фигурой при испанском королевском дворе. Он был назначен директором театров Мадрида, затем возведен в рыцарское достоинство, а при Фердинанде VI даже стал министром. Однако когда на испанский престол взошел Карл III, Фаринелли вернулся в Италию и обосновался в Болонье, где умер в 1782 году. Его останки были обнаружены недавно на старинном болонском кладбище Чертоза, куда их перенесли в 1810 году, после того как наполеоновские войска разрушили первоначальное место упокоения Фаринелли — Церковь Святого Креста в монастыре ордена капуцинов.