Какими только свойствами и эпитетами не награждали глину ее знатоки: и что она имеет лечебные антиоксидантные свойства, и что очищает энергетику в помещении и воде, и что она является концентрацией энергии солнца... А если задуматься над библейской легендой о том, что Бог создал человека из глины, то выяснится, что этот невзрачный материал из земных недр является для нас далеко не чужим. Подтверждение этому — предметы украинского народного быта, начиная от глиняных зданий до детских игрушек, изделия декоративного искусства, обрядовые предметы еще со времен Трипольской культуры, когда праукраинцы поклонялись знаменитой трипольской богине — тоже глиняной...
Намного младше трипольской богини украинская игрушка свищик: ей несколько сотен веков, говорят работники Музея украинского национального декоративного искусства. Она представляет собой небольшую глиняную птичку (помещается на детской ладони), пустую внутри, в которой по специальной методике сделаны отверстия, и если подуть в один из них, исходит звук. Если углубиться в народную философию и верования, то свищик имеет множество значений: что весна уже на пороге и свистом можно призывать весну, что этот звук отгоняет злых духов и т.д. На мастер-классе дети осваивали секреты изготовления этой старинной игрушки, больше увлекались не значением ее, а самим процессом.
— Технология изготовления свищика — не сложна. Но труднее всего сделать, и это может занять больше времени, отверстия или каналы, благодаря которым из игрушки исходит звук, — рассказала руководитель мастера- класса, член Союза мастеров народного искусства Украины Екатерина Меркушева.
Действительно, игрушка создается очень быстро — так, чтобы глина не успела пересохнуть: из кусочка материала делается «лепешка», его лепят, как вареник, но перед тем продвинув внутрь пальчик, чтобы там образовалась полость, потом глина выглаживается водичкой, игрушке делается головка, хвостик, можно прицепить по сторонам крылья, сделать на игрушке узор. А уже тогда — деревянный прутик в руке — и осторожно делаем канал для звука.
Именно такой свищик висел на шее заместителя директора по научной части музея Галины Бескоровайной, которая также учила юных киевлян старинному искусству.
— Этот мастер-класс — часть нашей программы «Семейный досуг», которая действует в музее с октября. Осенью немногие знали о наших занятиях, а теперь у нас — аншлаг... Вставляй свой маленький пальчик, потому что у меня видишь, какой толстый: никогда не останавливайся на половине пути, — учит и поучает детей, одновременно рассказывая о занятии, пани Галина. — Я много читаю книг и много с детьми разговариваю на занятиях — так мы работаем и общаемся.
За раз такие мастер-классы посещают с родителями не меньше шести десятков детей и, как правило, среди них нет таких, кто сюда зашел «случайно», даже если и впервые. Вероника Терещенко уже имеет опыт работы с глиной — при помощи гончарного круга она научилась делать подсвечник в музее народной архитектуры и быта в Пирогове.
— Это совсем другие ощущения — работа на гончарном круге и здесь, потому что здесь все делается собственными руками, — рассказала Вероника. Теперь она пришла с мамой в музей, потому что ей понравилось работать с таким материалом. Что ж, действительно, как говорила Екатерина Меркушева, глина затягивает...
— Мы захотели провести время с пользой и поэтому пришли сюда, тем более, что сегодня такой большой праздник — Богоявление... Даже для духовного роста полезно побывать на территории Киевско-Печерской лавры... Хотя мы здесь впервые, но у нас появилось желание прийти еще и еще, потому что Веронику заинтересовало занятие по изготовлению кукол-мотанок, — поделилась ее мать — Людмила Терещенко.
Мастера говорят, что игрушка из глины — теплая, а атмосфера в аудитории, где проходил мастер-класс, — чрезвычайно благожелательная и радостная. Неужели «виновата» обычная глина?.. Кто знает, но, как выяснилось, не такая уж она и обычная.
— Глину следует довести до нужной кондиции, чтобы из нее что-то сформировать — не так, что взял из карьера и работаешь, — объяснила Галина Меркушева. — Наши деды и прадеды готовили глину для следующего поколения (дед — для отца, отец — для сына): делали большую яму, носили туда глину из карьера, а там она хранилась 50—60 лет. Сын использовал ее, а для своих детей заготовлял ее отдельно... Чем больше она лежит, выветривается, вымерзает — тем лучше потом подходит для формирования изделий.
Свищики — это только начало работы народных умельцев по формированию любви у детей к народной игрушке, к воспитанию вкуса, к пониманию разницы (и воспитание приоритетов) между натуральным материалом и искусственным. Ведь сейчас на рынках множество готового игрушечного ширпотреба, а здесь — альтернатива — теплая игрушка, игрушка с душой. Мастера вспоминают, что дети, которые изготовили у них на занятиях что-то своими руками, потом наотрез отказываются расставаться с изделием — иногда даже не хотят подарить близким. Возможно, это от творческого голода, потому что современному поколению с рождения дают все готовое, а пришли мы в мир, говорят, для творчества? Поэтому есть надежды, что следующие мастер-классы, на которых в Музее украинского народного декоративного искусства будут учить детей вышивать, делать куклы-мотанки, керамические вышивки и еще много интересного, пробудят у них эту естественную творческую искру, а она сделает их духовно более богатыми, знающими и щедрыми.