Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Последние работы Яблонской —

как сгустки солнечной энергии
22 марта, 2006 - 18:52

На днях в Национальном художественном музее Украины (Грушевского, 6) состоялось открытие выставки выдающейся украинской художницы Татьяны Ниловны Яблонской (1917 — 2005), на которой присутствовали сестра и дочь художницы. Были представлены последние работы мастера, созданные в период с 2003 по 2005 годы.

Дочь Яблонской Гаяне Атаян рассказала, что Татьяна Ниловна после инсульта, случившегося несколько лет назад, владела только левой рукой. Тем не менее она вновь начала рисовать и практически восстановила свои творческие способности. Даже дочь не до конца верила в то, что это может произойти. Но могучий дар Яблонской и ее недюжинная сила воли совершили чудо.

Для этого, правда, ей пришлось перейти на технику пастели, в которой и выполнены ее последние картины. Уровень гармонии в этих пейзажах и натюрмортах поражает. На них физически ощущается, как солнечный поток огибает различные предметы: от апельсинов — до птиц и цветов. Он вовлекает в эту световую, уютно-мягкую и в какой-то мере праздничную реальность.

Разумеется, особый интерес на выставке вызвала последняя работа гениальной художницы «Колокольчики», написанная 16 июня 2005 года.

Фиолетовые колокольчики буквально «клубятся» на ней, «плавая» на зеленом фоне, переходящем в открытое окно. Такой вроде бы простой натюрморт порождает мистические ощущения. Но в возникших чувствах совсем нет холода, только — тепло любви.

Эту работу народ особо отчаянно рвался лицезреть. Она отдельно стояла на мольберте. Фотокорреспонденты никак не могли запечатлеть «Колокольчики» из-за спин страждущих ее узреть воочию. Яблонская и при жизни пользовалась успехом (три Госпремиии) и после смерти вызвала вполне понятный ажиотаж вокруг своего имени. Поскольку дело вовсе не в «социалистическом реализме» (к которому с большой натяжкой можно было отнести некоторые ее работы вроде «Хлеба»), а в той загадочной, метафизической силе, что позволяла художнице создавать шедевры. Они — вне времени и социальных подтекстов. В чем вы можете убедиться, посетив ее выставку. Таких мастеров, как Татьяна Яблонская, — единицы.

Константин РЫЛЕВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ