Новые альбомы украинских бардов, или, как они любят представляться — поэтов-песняров — явление весьма редкое в современном музыкальном пространстве.
Когда-то четко артикулированное и заметное движение авторской песни сегодня почти сошло на нет. Звезды и герои начала 90-х растворились в социуме. Кто-то отправился на базар (в смысле переносном), кто-то — в политику, а кто-то — в журналистику. Среди них есть такие, кто нашел себя и в политике, и в журналистике, притом не покидая творческих «эмпиреев». Этим ярким исключением является Александр Смык из Ровно. Он — постоянно действующий поэт-песняр (никогда не расстается с гитарой), известный журналист, общественный деятель, лауреат премии «Визнання» Краковской конфедерации поэтов и член политического совета Партии зеленых Украины. Недавно он издал у себя на Волыни книгу поэзио-публицистических эссе «Украина провинциальная», которая убедительно доказывает, что у нас в провинции таки существует высококачественная и острая публицистика. С другой стороны — не стоит забывать, что именно Волынь стала в 40-е колыбелью УПА… О книге Александра Смыка мы вспомнили неслучайно — названия некоторых его эссе совпадают с названиями песен его нового авторского альбома «Время для правды юродивых». Т.е. получается так, что эссе тематически переходит в песню, а песня продолжает идеи публицистической статьи. Среди таких вот «близнецов» особенно отличаются «Чорний брат. Білий брат», «Собі сам», «Лілі- Путін». Интересно, что своего «Лілі-Путіна» Александр написал задолго до нашей президентской избирательной эпопеи, но многое предвидел. В частности, его унизительную роль «шоумена» в избирательной кампании за одного из украинских кандидатов, предвидел дерзкое вмешательство России в наши выборы с его же — Путина — благословения.
Одним словом — стоит прислушиваться к слову Смыка — песенному или прозаическому, ведь оно (слово) у него исполняет роль барометра общественных настроений.
По содержанию «Время для правды юродивых» перекликается с его предыдущим альбомом «Диагноз Украина», где подавляющее большинство песен представляет собой попытку сквозь призму истории разобраться с проблемами сегодняшнего дня. В этом смысле поиски Смыка очень близки творчеству другого известного барда Эдуарда Драча. Александр Смык сознательно нажимает на самые болезненные точки нашего коллективного гражданского сознания. Иногда это похоже на шокотерапию. Особенно в песнях «Апостол», «Чи бажана була така свобода?», «Ти продав Україну», «Моє покоління». Чем покоряет Смык? Фантастической простотой в сочетании с силой слова. Ничего, кроме хрипловатого голоса и акустической гитары. И что показательно — больше ничего и не хочется. «Ни в каких красивых аранжировках не нуждается то, что является по определению самодостаточным произведением. Время для правды юродивых» — это альбом, который относится к чрезвычайно редкому и фактически забытому жанру песенной публицистики. Останется ли Александр Смык «белой вороной» среди своих поющих коллег — покажет время.