В этом году большая часть экспертов, к которым мы решили обратиться за комментариями и впечатлениями от украинского Новогоднего и Рождественского телевидения, к нашему удивлению, заверили, что праздничных мюзиклов-огоньков они просто не видели. Создалось впечатление, что провожали Старый и встречали Новый год в телеэфире исключительно критики — те, кто обречен на безумное щелканье пультом по профессиональной необходимости. И впечатления у них, как оказалось, тоже не самые лучшие. Чтобы следовать принципу объективности, мы честно пытались найти среди людей, причастных к СМИ и способных с профессиональной точки оценивать их деятельность, тех, кому бы украинское телевидение показалось удачным и интересным. Но таких не оказалось. Кроме, естественно, тех, кто непосредственно приближен к тому или иному телеканалу.
— Нормальные люди в Новый год телевизор не смотрят, — считает Юрко ЗЕЛЕНЫЙ, музыкальный критик, «ФДР Радиоцентр». — Мы же поколение постинформационного общества. Зачем нам этот телевизор, если есть всемирная сеть — она доступна, и там можно пересмотреть передачи без всяких реклам и «зазывалок». И там я сам «брожу» в виртуальном пространстве и смотрю то, что хочу посмотреть. Как по мне, все мюзиклы, транслировавшиеся на наших телеканалах в Новый год в течение последних пяти лет, — один в один, из года в год одинаковые. Они или новее, или наоборот — только отснятые или в прошлые годы — такое впечатление, что сделаны под один шаблон, где выдумки — ноль, фантазии — ноль, вкуса — минус, так же как и минимального эстетического понимания. Единственное в этом году исключение из этого правила — это цикл «Любимые песни», предложенный Первым Национальным. Сам замысел хороший: стилизация под украинские песни 60—80-х годов. Хотя воплощение идеи не везде получилось удачное: удачно подобраны исполнители для воссоздания того или иного забойщика, но ведь сама задумка украинского ретро неплохая... Кроме того, это была прекрасная демонстрация того, что в те годы наша эстрада вполне соответствовала тому самому брит-попу. Я очень долго ломал голову, думая, почему люди в Новый год смотрят телевидение, и понял: от бедности — как от денежной, материальной, так и от вкусовой, духовной, культурной. Если у кого-то больше денег, он едет в Альпы или в другие путешествия: на юг, на север, а у кого нет денег, но есть выдумка, тот делает то же, но значительно более дешевыми путями. Тот, у кого нет ни того, ни другого, тот сидит и смотрит ящик — «гомо-советикус»...
Из года в год ощущаю будто дежавю... Нас телевидение возвращает в «советские времена», такое впечатление, что мы продолжаем жить в СССР — все мюзиклы, развлекалки — это все «Голубой огонек», только в различных телевариациях. Если честно, этот юмор — вовсе не юмор. Мне, например, приходилось видеть, какие юмористические передачи делают, скажем, наши братья-славяне чехи и поляки. Это же совсем другой уровень! Все сделано на грани фола (если сравнить с украинской культурой, то у нас есть такой засекреченный срез — «сороміцька» культура), то есть обыгрываются отношения мужчины и женщины, девушки и парня, но все это делается не вульгарно и не опускается до грубых низостей. С другой стороны, есть также сатира на злобу дня. Но все делается без кривляния. Главный признак всех этих «КВНов» и «огоньков» — кривляние. Все ржут, потому что тот на сцене скривил рожу, а не потому, что суть шутки смешная... На этом как раз базируется весь «советский» юмор.
Видимо, нашим телевизионщикам нужно поехать на курсы повышения квалификации за границу и посмотреть, как делаются праздничные шоу там. А телезрителям я пожелал бы изменить свое место, оказаться не по эту сторону экрана, а по ту. Возможно, когда они окажутся там и собственными глазами увидят эту кухню, у них быстрее исчезнет желание смотреть на эту сторону экрана.
— Все праздничные дни телезрителям показывали бесспорный кич, — говорит Вадим СКУРАТОВСКИЙ, искусствовед, кинокритик. — Кич — на немецком означает «халтура», но это особая халтура, которая, по сути, достаточно квалифицирована. Украинское Новогоднее и Рождественское телевидение в этот раз было достаточно квалифицированным кичем: русскоязычным, украиноязычным и частично — американским. Появилось весьма странное впечатление: кажется, что украинцы ничем другим не занимаются, кроме того, что танцуют и поют, поют и танцуют. Поэтому, по моему мнению, с одной стороны, все программы выглядели квалифицировано в пределах жанра этого самого кича, а в общем все выглядело достаточно неуклюже...