Перефразируя известное своей универсальностью выражение, можно смело утверждать, что «фольклор — штука тонкая». И не только восточный, но и центральноевропейський и даже северо-скандинавский. В этом ненавязчиво убеждают такие мероприятия, как Международный фольклорный фестиваль «Ялта 2002», который прошел ужев четвертый раз. С 1 мая и до Пасхи гостиницы, набережная, исторические и архитектурно- ландшафтные памятники Ялты подвергались атакам первых отдыхающих. Именно с них, вместе с фестивальными фанфарами, начался курортный сезон на Южном берегу. Этому очень рад мэр города, и его легко понять, ведь такой масштабный международный проект создает привлекательный имидж городу, а это — туристы (в том числе иностранцы) и, соответственно, дополнительные вливания в местную казну. Несмотря на довольно низкую температуру воды в море (немногим более 10 o С) людей действительно немало. Автомобильные номера свидетельствуют о многочисленных гостях из России, вкусах среднего класса киевлян и активности крымских аборигенов, которые то ли отдыхают, то ли занимаются бизнесом. Но обо всем по порядку.
ТЕОРИЯ
Международный фольклорный фестиваль «Ялта-2002» основан и настойчиво воплощается в жизнь известным лейблом «Таврийские Игры». Впервые такой фестиваль прошел в 1999 году, а уже в следующем организаторы собираются отметить первый юбилей. Масштабность «Таврийских» отражается и на одном из самых колоритных детищ: за три года на «Ялтах» выступили 65 коллективов из 44 стран мира, в этом году участвовали 20 фольклорных коллективов из 12 стран, но просто прибавлять цифры не стоит — некоторые коллективы приехали во второй, а то и в третий раз, список стран также в значительной степени повторяется, так как он не безграничный. Концертные события последнего фестиваля (впрочем, как и предыдущего) проходили на двух открытых сценах — ими служили набережные собственно Ялты и соседней Алушты. Кстати, по сообщению организаторов, которые оперировали данными Ялтинского городского отдела МВД, концерты посетило около 50 тысяч зрителей. Интересно, учтены ли здесь люди, которые видели стартовый и финальный салюты? Салюты были красивые, хотя и не дотягивали до отдельных столичных, но на то она и столица, чтобы иметь свой гонор. А, может, организаторы боялись вызвать обвал камней в горах (снег почти весь растаял, хотя одинокие белые шапки на вершинах видны с самого пляжа)...
Все годы неизменным остается место проведения фестиваля, а вот сцену этой весной пришлось даже немного перестраивать ради канадского коллектива с довольно экзотическим названием «Poltava» — оркестр не помещался, хотя в результате заморские музыканты все равно играли «в яме», т.е. на асфальте рядом со зрителями. По заверениям организаторов, на фестиваль приехали все приглашенные коллективы и даже «немного больше». Находят их, работая с посольствами соответствующих государств в Украине (Египет, Индонезия...), контактируя с российскими коллегами, у которых несравненно больший опыт «сдруживать народы», устраивая разнообразные фести, спартакиады, конференции и тому подобное. Фольклорная «Ялта» настойчиво следует олимпийским принципам: главное — участие. Никакой тебе гонки, победителей и побежденных. Фестивальный дух (от латинского festivus — веселый, праздничный) сохранен, да и как, спрашивается, оценить, кто лучший: стройные египтянки, фантастическая пластика которых не мешает непринужденно балансировать кувшин на голове, или строй индонезийский мужчин, чье ритмичное похлопывание на коленях настолько же завораживающее, насколько и экзотическое (для нас)?
Последняя теоретическая основа — которая, впрочем, является вполне практичной — программа феста. На торжественном открытии каждый коллектив демонстрировал свои визитки. Два следующих дня — «расширенные» программы, большие номера и многократные выступления. 4 мая — не менее торжественное закрытие с карнавалом и вышеупомянутым салютом. Все концерты продолжались около четырех часов — вместе 16 часов фольклорного драйва!
ПРАКТИКА
Пересказывать программу всех выступлений нет смысла (и возможности), поэтому придется остановиться на общих характеристиках и личных впечатлениях от увиденного в эти дни. В частной номинации «лучшие костюмы» лидируют индонезийцы. Эту страну представляла специально собранная фольклорная группа из разных городов и даже разных островов, которая представляла различные направления национальной культуры. Среди костюмов особым богатством выделялись женские (яркие цвета, золотая вышивка, невероятная детализация) и наряд воина с миниатюрным луком, стрелами и экзотическими украшениями на голове, руках и поясе. Танцы индонезийцев это иной «космос», во всяком случае для традиционного европейца — выглядят очень привлекательно и симпатично и почти ничего не понятно. По яркости национального наряда с островитянами соперничают египтяне, точнее египтянки. В этих роскошных апельсиновых платьях не стыдно было бы участовавать и на парижский показах от кутюр. Al Sharkiya Folk Troupe уже во второй раз подряд принимали участие в фестивале, где своей искренностью, простотой и доступностью понимания композиций завоевывали немало симпатий. Выступления египтян отличались вполне самодостаточным сюжетом и напоминали скорее мини- спектакли, чем традиционный (в нашем понимании) народный танец. От них просто веяло жизнелюбием и оптимизмом.
Для продолжения темы улыбок надо непременно перейти к нашим генетическим родственникам — канадцам с Poltava. Этот ансамбль представлял город Реджина (провинция Саскетчивен). Корни коллектива уходят в далекий 1922 год, когда был создан украинский детский струнный оркестр. Современные украиноканадцы не очень знают язык своих предков, но их выступления однозначно превзошли «местных» фольклористов. Прекрасное музыкальное сопровождение обеспечивал уже упоминавшийся оркестр, а юноши и девушки показали стоящий белой зависти профессионализм и задор. Мне приходилось считанные разы видеть, чтобы у нас ТАК танцевали знаменитый гопак! Полный репертуар коллектива однако не ограничивается узкими национальными рамками и имеет фольклорные номера многих культур мира. Когда смотришь на канадцев легко представляешь, как тот дядька или эта девушка могли быть твоими соседями. Вот только улыбаются намного больше — у них все всегда ОК.
Особое внимание привлекал детский коллектив «Дети гор» (Осетия, Россия). Фантастическая, на пределе возможного, энергетика осетинских национальных танцев действительно очаровывыает. Строгие костюмы и исполненная собственного достоинства осанка создавали из этих пока что подростков настоящих горячих мужчин и гордых женщин... Танцы на кончиках пальцев, удары мечей, из которых летят настоящие искры, кинжалы в сцену — браво, «Дети гор»! Россию также представляли азовские казаки «Гуляй россияне» и ансамбль песни и танца народов Севера «Северное сияние».
Многих зрителей растрогали еврейские ритмы от «Ватки Петактива», который практикует собственные постановки танцев так называемой привозной культуры. Коллектив состоит из довольно немолодых людей, однако их задор поражает — горячая средиземноморская кровь! Турецкая группа «Gehem» уже второй год подряд гремела смертельными саблями о щиты, но было совсем не страшно: солидные дяди были одеты в шорты и трогательные белые носки, к тому же, на поясе развевались украшения, которые очень напоминали кукольные кухонные фартучки. Большой интерес вызвал детский китайский коллектив Art Group of Ningxia Autonomus Region, который представлял традиционную культуру провинции Ningxia Hui. Правда, большей частью привлекала экзотика узкоглазых девочек, дисциплина и организованность которых невольно напомнила печальные годы периода «партия ведет»: одинаковые штанишки, курточки, обувь, рюкзачки. Поход в столовую часто проходил строем по двое — коллектив прежде всего... Выступления юных китаянок также несколько развеяли мое книжно-киношное представление о традиционной культуре этого края — они больше смахивали на уроки ритмики под сопровождение «ямахи» из районного ДК.
Наших польских соседей представлял коллектив «Neptun» из города Гданьска, в репертуаре которого весь спектр польского фольклора. В первый день поляки выступали после армянского молодежного коллектива «Зартонк» и после кавказского пыла выглядели уж слишком умеренными, однако в последующие дни развеяли первое впечатление. «Горячий» финский коллектив «Спантане Вира» зажигал толпу довольно заводными национальными мелодиями, а Беларусь представлял ансамбль завода колесных тягачей «Радзимичи». Приз, как самой красивой певице, можно было бы смело отдать двенадцатилетней Дарине Савченко, которая представляла украинскую диаспору в Калининграде (Россия). Украинские народные (и просто популярные) песни в ее исполнении звучат куда приличнее, чем застольные русские...
Наконец, певческо-гостеприимную Украину представляли несколько коллективов: неизменный участник всех четырех фестивалей народный ансамбль песни и танца «Учан- Су» (Крым), самодеятельный ансамбль танца «Надія» (Каховка), профессиональный коллектив «Воля» (Луганск), любительский фольклорный ансамбль «Олешшя» (с. Кардашинка, Херсонщина), ансамбль «Черноморочка» (Ялта) и детский народный ансамбль танца «Юність» (Павлоград). Какой из этих коллективов действительно стоит выделить, так это уникальное «Олешшя», участники которого веселые женщины в возрасте от 52 до 77 лет. В репертуаре: украинские народные и чумацкие песни. Запал «бабушек» сразу передавался зрителям, существенно улучшая настроение и прибавляя юмора: «аби чарочка винця, була б пісня без кінця...» Творчество же большинства упомянутых коллективов имеет к собственно фолку такое же отношение, как сценический дым, который зачем-то пытались напустить на бедных артистов. К тому же, фольклорное творчество — уже за самим определением — должно иметь выразительную национальную принадлежность, а некоторые из «наших» коллективов, например, «Воля», могли бы с точно таким же успехом выступить за Россию, разве название из патриотического превратилось бы в одно из основных понятий кантовской философии... Об абсолютно провальном проекте под названием «карнавал» вспоминать вообще не стоит — пионервожатые в школах значительно лучше справляются с отрядами юных разбойников.
ФАКУЛЬТАТИВЫ И КРУЖКИ ПО ИНТЕРЕСАМ
А еще практика показывает, что на фестиваль нужно ездить большими коллективами — и веселее как-то, и собрать урожай аплодисментов намного легче. Самыми грустными выглядели трое финнов («Спантане Вира») — ограниченный круг общения, да и солнце жарит, не чета скандинавскому. Совсем иное дело — евреи, которые даже в столовой устраивали концерты ради собственного удовольствия, вызывая также симпатии обслуживающего персонала. Формой «внеурочного» общения коллективов был т. наз. «Интерклуб» — называя вещи своими именами, дискотека в пансионате «Донбасс», где размещалась основная масса фестивальщиков. Самыми веселыми оказались молодые египтяне; европейцы также не отставали — активные движения полячек привлекали внимание, хотя последние, когда слышали какую-то незнакомую мелодию, просто уходили. Хозяева же пирамид не обращали внимание ни на что и «отрывались» на все 100. Автор этого материала почти научился танцевать греческий сиртаки...
Кроме того, хозяева «Ялты 2002» предложили несколько организованных экскурсий по «выдающимся местам» — знаменитые Ливадийский и Воронцовский дворцы, Ай-Петри. На гору ехали на микроавтобусе. Пейзажи невероятные, чистый свежий воздух. На «татарском базаре», что у вершины — шашлык, плов, шурпа, манти... Почти все по 10 гривен — «падхади, бери, не стесняйся...» Постоянно предлагают «заправиться» вином — поторговавшись, можно существенно сбросить цену, однако вас попросят не говорить об этом никому... Секрет! Назад опять на автобусе. Как впоследствии рассказали местные водители, подъем на Ай-Петри это 360 поворотов: «не веришь — посчитай сам». Настоящее испытание для вестибулярного аппарата. Но есть альтернатива — канатная дорога, которая за 18 украинских гривен в вагончике, разрисованном под банку оболонского «Живчика», охотно поднимет вас на гору, а потом опустит назад на грешную землю. За эти же деньги на верхней палубе катера (на нижних можно сэкономить 6 гривен) вас из Ялты отвезут в Ласточкино Гнездо и назад. Но, чтобы пройти к самому домику, где сейчас расположен ресторанчик, местным Остапам Бендерам в красивых спортивных костюмах придется отдать еще 2 гривенки. Они, в свою очередь, предложат вам билетик, где написано, что это — фирма «Бизон»... Способы «относительно честного» выбивания денег на ялтинской набережной также не отличаются новизной — чтобы сфотографироваться своим аппаратом в пародии на аристократический средневековый европейский костюм, нужно 5 гривен. То же самое можно сделать на красивом мотоцикле или еще где-нибудь. Что еще поражает в Ялте — очень странная, как для чисто бизнесового города, склонность к идеалам «светлого прошлого». Об этом свидетельствует не только внушительный памятник господину Ульянову на набережной, который оптимистически смотрит на МакДональдс, но и названия улиц, где можно отыскать имена всех «выдающихся борцов за...»
ФОЛК В ЭПОХУ ПОСТМОДЕРН
Такие фестивали, как «Ялта»-фольклорная, приносят радость. Радость от того, что осознаешь все богатство и разнообразие смыслов, которые вкладываются в наднациональное слово культура. Колориты и многоцветье сплетаются в целостность, образовывают единство, которое ярко подчеркивает ценность и неповторимость всех и каждого — полюбив определенную культуру, начинаешь любить ее носителей. Здесь нет места ненависти и ксенофобии — только радость и благодарность тем, кто не такой как ты. И даже не хочется ставить вопросы, удался фестиваль или нет? Когда смотришь на сценический экстаз исполнителей, благодарные аплодисменты зрителей, взаимные улыбки таких разных и таких одинаковых людей, отходят на задний план и режиссерские погрешности, и присутствие на акции коллективов совсем другого формата. Праздник фольклорного искусства не может быть неудачным. Потому что это единственное (вместе с языком), что у нас осталось, чтобы отличаться в унифицированном мире.