Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Присяжные» оправдали Киноклуб

Арт-кофейня «Бабуин» — место встречи любителей интеллектуального кино
1 марта, 2011 - 20:09
В «БАБУИНЕ» СТАРТОВАЛ КИНОКЛУБ СО СМЕШНЫМ НАЗВАНИЕМ «ВООБРАЖАРИУМ». ПРОДЮСЕР ОЛЕГ КОХАН (СЛЕВА) ПРИЗНАЛСЯ: «У МЕНЯ ДАВНО ВОЗНИКЛО ЖЕЛАНИЕ СОЗДАТЬ МЕСТО ДЛЯ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ КИНЕМАТОГРАФИСТОВ, ЖУРНАЛИСТОВ И ЛЮБИТЕЛЕЙ КИНО» / ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

Когда я услышала о старте киноклуба с забавным, дающим повод для импровизации в трактовке названием «Воображариум», приятно удивилась. Что греха таить, интеллектуальные фильмы сегодня востребованы ограниченной аудиторией: эти «оригиналы» практически не смотрят телевизор, книги читают не в интернете, а диапазон их кинематографических вкусов совсем не совпадает с киноменю большинства окружающих. Сразу вспомнились необыкновенно популярные клубы синеманов конца 1980-х годов — туда было непросто попасть, поскольку картины, которые демонстрировались в этих залах, нигде более посмотреть не представлялось возможным. Руководили прогрессивными сообществами молодые амбициозные и образованные ребята (как ни странно, по большей части они были не гуманитариями, а технарями). Всеми возможными (и невозможными) способами, еще не имея ни имен, ни связей в кинематографических (и близлежащих к ним) кругах, доставали запрещенные, «полочные» фильмы, свежие зарубежные ленты, которые официальным путем приходили к нам лет через пять после премьеры, а то и позже. В интернете же скачать новинки было невозможно — по незамысловатой причине отсутствия оного. Знакомили фанаты кино благодарную публику и с классикой мирового кинематографа, приглашали на клубные вечера знаменитых актеров, режиссеров, операторов. Мне, например, посчастливилось познакомиться с гениальным Сергеем Параджановым. За год до его смерти. И даже взять у него интервью. Это случилось в самом, наверное, популярном киевском киноклубе «Диалог», рождение которого инициировала Людмила Горделадзе (сегодня директор известного всем кинотеатра «Жовтень»), а «за штурвалом» его стояли нынешний президент Международного кинофестиваля «Молодость» Андрей Халпахчи и программный директор Одесского международного кинофорума Алик Шпилюк. Такие были времена...

Прошли годы. Сегодня любую киноновинку можно скачать в интернете еще до ее премьеры, там же заказать и купить классику мирового кинематографа. Причем сделать это, не выходя из дома. И вдруг — путешествие в прошлое. Приятное, ностальгическое, но все-таки повторение пройденного.

Открылся киноклуб «Воображариум» произведением талантливым, но непростым — детективной драмой американского режиссера Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин» («12 Angry Men»). Год выхода на экраны — 1957-й. Если согласиться с мнением, что все — даже гениальные! — фильмы стареют, а на презентацию клуба собралось много молодежи, испытание для организаторов было нешуточным. Без преувеличения: или пан — или пропал... Забегая вперед, скажу: опасения оказались напрасными. Обсуждение картины после просмотра, по большому счету, даже не стало дискуссией — большинство пришедших просто благодарили кураторов проекта за возможность увидеть настоящее кино и желали киноклубу долгой жизни. Что, согласитесь, уже дорогого стоит!

«Первое заседание «Воображариума» было намечено сразу же после закрытия Берлинале, где в конкурсной программе принимала участие лента режиссера Александра Миндадзе «В субботу» (копродукция Украины, России и Германии), — прокомментировал концепцию клуба кинокритик Андрей Алферов.

— Продюсер картины Олег Кохан рассказал, как принимали фильм на фестивале, когда он выйдет на экраны, ответил на вопросы журналистов о перспективах развития украинского кино. Однако показать картину нам не удалось, и чтобы сделать первый просмотр, что называется, «in stile» — в стиле намеченной темы, — я решил выбрать фильм из золотого фонда Берлинского кинофестиваля. Поначалу склонился к «Интиму» Патриса Шеро. Эта картина буквально взорвала Берлинале —2001. Однако затем усомнился в правильности выбора — я еще недостаточно ясно представлял, что за публика придет в зал, примет ли она фильм «Интим» — отличный, но все-таки очень резкий.

Как альтернатива возникла картина Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин», ставшая обладателем «Золотого медведя» — главного приза Берлинского кинофестиваля 1957 года. Причин выбора именно этого фильма несколько. Во-первых, конечно же, нашумевшая картина Никиты Михалкова «12» — современная российская версия пьесы Реджанальда Роуза, — которую все успели посмотреть и обсудить. Но, оказывается, многие зрители по сей день не знали, что существует замечательный американский фильм «12 разгневанных мужчин», который, на мой взгляд, необходимо знать и обсуждать сегодня. А во-вторых, мне подумалось, что именно такая, проверенная временем лента, уместна для показа на презентации клуба: есть о чем подумать и поговорить после просмотра, однако картина не столь агрессивно атакует, как этого можно было ожидать от «Интима».

Репертуар заседаний киноклуба расписан до мая: «бабуиновские присяжные» будут собираться по гибкому графику — поначалу один раз в месяц, а со временем, надеюсь, еженедельно. В будущем репертуаре, в частности, фильмы Питера Брука «Модерато кантабиле» (1960) и Клода Шаброля «Ад» (1994). История создания второй картины, кстати, весьма любопытна. Один из основоположников «новой волны» во французском кинематографе, Шаброль, также оказался в плену тотальной «римейкизации» и обратился к незаконченной работе классика кино Франции Анри-Жоржа Клузо «Ад», которую тот начал снимать по собственному сценарию в далеком в 1964 году, но из-за болезни и финансовых проблем фильм не закончил. Сохранились лишь несколько отснятых сцен с участием Роми Шнайдер. Через 30 лет Клод Шаброль по-своему прочитал будоражащую чувства историю о супружеской ревности, сняв в главной роли очаровательную Эммануэль Беар. Уверен, членам клуба будет небезынтересно познакомиться с малоизвестной в Украине картиной знаменитого Клода Шаброля».

... Стильную черно-белую ленту Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин» первые посетители киноклуба «Воображариум» смотрели, почти затаив дыхание. Время не отразилось на талантливых работах американских актеров и, в частности, потрясающего Генри Фонда, удостоенного за созданный им образ премии BAFTA как лучший иностранный актер. Кстати, многие журналисты отдали предпочтение именно этой экранизации пьесы Роуза, поставив современную версию Никиты Михалкова на почетное второе место. О чем с увлечением говорили, обсуждая фильм «12 разгневанных мужчин». А наиболее активный участник дискуссии (журналист Александр Гусев) даже получил поощрительный подарок от кураторов проекта — фотоальбом «Два в одном», созданный во время съемок одноименной картины Киры Муратовой.

Ирина ГОРДИЙЧУК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ