Он был красив, остроумен, очень уверен в себе (только близкие друзья знали, что это маска, надеваемая для защиты своей ранимой души!) Знаменитый поэт, прозаик, драматург, самый блестящий мастер парадоксов в Европе — таким знали Оскара Уайльда (1854—1900) современники. А мы, вспоминая его жизненный путь, похожий на притчу с трагическим концом, можем уверенно утверждать: перед нами действительно выдающийся писатель, оставивший яркий след в мировой литературе.
Он родился ровно 150 лет назад, 16 октября 1854 года, в Дублине, в семье знаменитого врача и писательницы. С самых первых лет жизни мальчик рос в атмосфере утонченной интеллигентности, споров по важнейшим проблемам философии, эстетики и политики, неожиданных, парадоксальных суждений. 20-летний Оскар поступает в Оксфордский университет, где увлекается лекциями по истории искусства и эстетике профессора Джона Рескина, учившего, что нет и не может быть ничего более ценного в жизни человека, чем красота, более того, красота выше и ценнее самой жизни. Эти идеи (усиленные к тому же присущим Уайльду тонким пониманием хрупкости красоты, ее беззащитности в мире жестокой денежной «конкретности») были близки Оскару всю жизнь.
Он прожил всего лишь 46 лет, и нынче его творческий путь воспринимается как взлет ракеты, как короткая вспышка, ослепившая современников и быстро потухшая. Но, если вдуматься, в «сухом остатке» до нас из его наследия дошло не так уж и мало: сборники красивых, очень изысканных стихов, два сборника мудрых и добрых сказок «для взрослых» (по мастерству не уступающих андерсеновским): «Счастливый принц» (1888) и «Гранатовый домик» (1891), остроумные, язвительные комедии «Идеальный муж» (1894), «Как важно быть серьезным» (1895), «Веер леди Уиндермир» (1892), философско-историческая драма «Саломея» (1899), романы: «Кентервильское привидение» (1887, страшная «готическая» история»), «Преступление лорда Артура Сэвила» (1888), и, наконец, самый знаменитый, самый выдающийся из них «Портрет Дориана Грея» (1891).
Напомним коротко сюжет этого произведения, где причудливо соединились элементы философской притчи, «романа ужасов» и правдивой картины нравов «общества потребления». Юный красавец Дориан Грей наделен от природы необыкновенной, божественной красотой — но одновременно потенциально жестокой, черствой душой. Все люди для него — лишь тени собственного «я». Так происходит не сразу, перед нами — длительный процесс, ярко и убедительно развертываемый Уайльдом. Вначале Дориан — добрый, доверчивый юноша (его друг, талантливый художник Бэзил Хэллуорд, пишет с него великолепный портрет). Но вот герой начинает совершать поступки, продиктованные холодным, самовлюбленным эгоизмом (ломает жизнь влюбленной в него девушки-актрисы, доводит ее до самоубийства как только та, испытав любовь в жизни, а не на сцене, перестает талантливо играть, он беспрерывно лжет, «прожигает жизнь»...) Идут года — и Дориан не стареет, он так же юн и свеж, как и в 18 лет; но с каждым новым творимым им злом становится все уродливее, безобразнее и страшнее его портрет. Грей прячет его подальше, а когда художник Бэзил — творец портрета — обнаруживает и раскрывает его страшную тайну, — Дориан убивает его. На портрете проступают капли крови; но гибель самого Дориана неизбежна: наступает момент, когда Дориан бросается на портрет с ножом, чтобы уничтожить его (он по-прежнему юноша-красавец, а вот на портрете — старый, костлявый урод!) — и... гибнет сам.
Ибо нельзя безнаказанно убить в себе совесть. Кто делает это — убивает самого себя. Ибо неистребима — при всей ее хрупкости — красота мира. В этом смысл творчества выдающегося английского писателя Оскара Уайльда.