Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Притча о реке

Художественное исследование на основе наивных пейзажей деда создал Олег Грищенко
27 марта, 2017 - 20:17

В конце 1950-х годов Гнат Тарасюк, сельский учитель из Житомирской области, нарисовал несколько похожих картин. Персонажи повторяются: женщина в красном и мужчина в черном, кораблик, в котором они плывут, лебеди, река, деревья. Рисовал не с натуры, показывал свое представление об идеальном речном пейзаже. «Чтобы он висел в доме и приносил людям радость», — замечает художник Олег Грищенко, внук Гната Тарасюка.

Через многие годы Олег создает несколько серий, объединенных в проекте «Круг Реки», толчком к которому стали эти пейзажи. Художник раскладывает послойно их сюжеты, создает отдельные истории о реке, вещах на ее дне, деревьях вокруг, паре в лодке. Цель — шире показать мир, квинтэссенцию которого представляет наивная живопись.

Проект состоит из нескольких частей, на выставке в арт-центре «Я Галерея» в Киеве представили серии, посвященные Реке и Деревьям по ту сторону реки (хочется сказать — потусторонним). Работы создавались в художественной резиденции «Великий Перевоз», в одноименном селе на Полтавщине, над рекой Псел. В реальных условиях художник воспроизводил условный пейзаж народных картин. Каждый день Олег приходил к реке и рисовал почти одно и то же. «Такие повторы с небольшими изменениями деталей. Будто река изо дня в день та же, но она постоянно меняется», — улыбается Олег Грищенко.

Основной элемент выставки — «Книга художника», настоящий дневник с заметками, зарисовками, рассуждениями о проекте и о жизни, который художник вел во время резиденции. «Здесь можно посмотреть ход моих мыслей, как они изменялись во время выполнения проекта», — комментирует Олег. Интересно отслеживать, как художник, например, искал форму для лодки, рассуждал о материалах, с которыми работает.

В художественном дневнике работы Олега Грищенко чередуются с цитатами из «Подорожі ученого доктора Леонардо та його майбутньої коханки прекрасной Альчести в Слобожанську Швайцарію» Майка Йогансена. Собственно, цитата из произведения стала эпиграфом к проекту. Эти слова рифмуются с идеей «Круг Реки», в частности в «Подорожі...» утверждается: «Отже, ландшафт не можна з достатнім успіхом трактувати в літературі у звичний описовий спосіб. Та коли б якийсь письменник напав би на думку пересунути взаємні ролі ландшафту і дійових осіб, то це була б зовсім інша справа...». Также в «Книзі художника» содержатся гравюры к произведению Йогансена.

Еще одна попытка зафиксировать творческий процесс — в видео, своего рода реконструкции сюжетов картин, сделанной во время путешествия по реке. Автор замечает, что по сути это документалистика, «то, что на картинах, но вживую».

В отличие от мифической Леты, которая несет забвение, река Олега Грищенко оживляет давние семейные истории. «Проект еще не был закончен, делал презентацию того, чем занимаюсь, и проанонсировал его. Почти все собравшиеся говорили, что в их семьях тоже есть картинами, наподобие тех, которые рисовал мой дед. Начинали вспоминать, чьими они были, — рассказывает Олег. — Работать с таким классно, как будто проект-реконструкция, когда ты через свое искусство пытаешься почувствовать условные наивные пейзажи».

Пока представлена первая часть «Круг Реки». Вторую, о людях в лодке и самой лодке, художник обещает показать в «Мистецькому Арсеналі» во время групповой выставки об украинском наиве.

Выставка «Круг Реки» в «Я Галерее» продлится до 11 апреля.

Мария ПРОКОПЕНКО, фото Руслана КАНЮКИ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ