Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Простить, покаяться и «не есть» друг друга

Наставления священнослужителей перед Великим постом
2 марта, 2011 - 20:23
ФОТО С САЙТА PRAVOSLAVIE.RU

7 марта для верующих Церкви восточной традиции начинается Великий (сорокадневный) пост. Его апогеем станет Страстная пятница. Финалом же — Пасха. Собственно, он предназначен для того, чтобы мы могли должным образом приготовиться к светлому празднику Воскресения Христова. Подразумевается в первую очередь наше духовное обновление — через молитву, прощение, покаяние, исповедь, причастие. Об этом «День» говорит с православным и греко-католическим священниками.

— Великий пост, а особенно его последняя неделя — Страстная — время покоя, — отмечает отец Владимир БЫЧАК, УПЦ КП. — Речь не только о том, чтобы не устраивать шумных развлечений. Вообще следует освободиться от постоянного информационного давления: лишний раз не включать телевизор или радио, избегать бессодержательных разговоров по мобильному и пустой болтовни в целом. Вместо этого наполним свою жизнь тишиной. В ней можно пережить встречу с самим собой — обессиленным и заблудившимся среди житейской суеты. А потом происходит встреча с Богом. В то же время приобретается опыт особенного молитвенного общения. Часто это молитвы своими словами, сказанные доверительно и искренне. И благодаря им непременно ощутим теплое присутствие Того, Кто никогда не покинет. Такая встреча надолго наполнит сердце любовью и миром.

Собственно, Христос воскрес для того, чтобы принести нам мир и помочь примириться с Богом. Неслучайно первый дар Воскресшего Спасителя, когда Христос пришел к своим ученикам, это — дар мира, который является следствием принятого и подаренного прощения. Следовательно, наилучшее приготовление к Пасхальным праздникам — принять от Бога это прощение грехов: покаяться и исповедаться. А с другой стороны, большим даром было бы попросить прощения и простить других людей. Даже тех, кто нанес большую обиду, — чтобы таким образом победить силу зла, которая нередко разрушает и наши души, и наше общество.

— Когда мы говорим о Великом посте, —добавляет отец Роман ЛАГИШ, УГКЦ — прежде всего вспоминается третий стих 140-го Псалма: Положи, Господи, охрану устам моим и дверь в ограждение уст моих. В это время те слова звучат почти во всех богослужениях. Ведь очень важно — раним или обогащаем сказанными нами словами.

Очевидно, в предпасхальное время имеет место также ограничение себя в еде, особенно в первую и Страстную недели, каждую среду и пятницу. Но здесь также важно не переусердствовать. Если человек испытывает сильный физический голод, ему сложно владеть собой. Тогда из него выплескиваются злоба, гнев и страсти. Гармония как раз и заключается в том, чтобы дух и тело пребывали в единении. Богословы назвали это синергией. Кроме того, наша Церковь принимает во внимание экономическую ситуацию, сложившуюся в Украине, экологию, динамическую жизнь в мегаполисах, вследствие чего от поста освобождены (речь идет, прежде всего, о потреблении мясных продуктов) беременные, женщины, кормящие грудью, люди, старше 70 лет, путешествующие, — вместе с тем, особенно призывается уклоняться от гнева, осуждения, ненависти, равнодушия. То есть важнее — «не есть» друг друга. Более того. Я бы сказал, что в современном контексте нужно найти возможность пообщаться с ближними не в социальных сетях, а лично. Мне кажется, что постом современника будет — найти в себе силы увидеть человека напротив. Это будет трактоваться как шаг жертвенности и шаг в желании усовершенствоваться, в чем Бог может помочь.

Подытожу словами Антония Великого, который писал, что пост — это в первую очередь удержание языка, сердца, а уже потом — чрева.

Надежда ТЫСЯЧНАЯ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

загрузка...