Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Проверка на стойкость

К украинскому туризму присматриваются, но с инвестициями пока не спешат
6 апреля, 2004 - 00:00

Годовой объем мировой туристической индустрии — около 480 миллиардов долларов. Ежегодно немцы при поездках за границу тратят 58 млрд. евро, датчане — 14, россияне — 10 «с копейками» миллиардов. Украина в перспективе может смело рассчитывать на свою законную долю от этих поступлений, наращивая объем внутреннего туризма: благодаря законодательным изменениям за последний год, динамичному развитию рынка и активной позиции в мировом туристическом сообществе удельный вес страны очень высок, — считает помощник Генерального секретаря Всемирной туристической организации Андрей Шлевков. Поводом очередной раз выказать оптимистический в отношении Украины настрой стал 10 й туристический форум. Юбилейный UITT (Ukraine International Travel & Tourism Exhibition) занял площадь в 8,5 тысяч кв. м. и собрал 750 компаний из 38 стран мира, что на 3 тысячи кв. м и 200 компаний больше, нежели в году предыдущем. Форум включен в календарь серьезных мировых туристических событий.

На необходимости принимать участие в различного рода выставках — как международных, так и украинских — глава Государственной туристической администрации Валерий Цыбух делает особый акцент. Бюджет подобной саморекламы многих стран мира зачастую миллионный: по подсчетам, к примеру, англичан, каждый фунт из тех 80 млн., которые затрачены на рекламирование своих туристических преимуществ, оборачиваются 20 фунтами прибыли. Есть, пусть пока мелкие, но собственные примеры: после того, как на Лондонской выставке был весьма хорошо представлен Севастополь, на Крымский полуостров, как пошутил «главный турист» страны, летят уже не только утки, но и самолеты с зарубежными отдыхающими. Не в последнюю очередь благодаря активной выставочной деятельности (страна принимает участие в 47 международных форумах) за прошлый год количество иностранных туристов, посетивших Украину, увеличилось на 19% и составило 12,5 млн. человек. Как гласит статистика, общий объем туристического потребления в стране (включая внутренний туризм) составил 28, 4 млрд. гривен: прирост составляет 18%.

Прогнозы на нынешний год пока делают очень осторожные, ведь ситуацию на туристическом рынке определяют как события в мире (нынче эксперты размышляют об удачливости испанских сезонов), так и внутренние проблемы: к примеру, имеющая пока место нечестная конкуренция в Украине. Ежегодно отечественные «туристические объемы» увеличиваются приблизительно на 10 — 12%, хотя в некоторых регионах (Крым, Тернопольщина, Прикарпатье, Закарпатье) наблюдается возрастание до 40 — 50%. Пока скромно рассчитывают на 8 — 10-ти процентное увеличение объема предоставленных услуг. Хотя существуют интересные подсчеты ВТО, отметил депутат Игорь Шкиря: 1% роста ВВП в развитых странах оборачивается 5-ти процентным ростом туристического рынка. Конечно, увеличение украинского рынка вдвое — исходя из простого математического подсчета — И. Шкиря прогнозировать остерегается («следует учитывать нынешнее качество инфраструктуры»), однако 25% рост туристического потока в Украину прогнозирует со всей серьезностью.

Спросили В. Цыбуха и про возможные объемы инвестиций в туристическую сферу. «Прорыв», по словам главы Гостурадминистрации, за прошлый год есть, однако это «капля в море»: если за 10 лет в отрасль пришло около 780 млн. долларов прямых инвестиций, то в за один прошлый год — 330 млн. В данный момент с Кабинетом министров ведутся переговоры о создании соответствующих условий. К примеру, по мнению экспертов, следует «упразднить» НДС на горнолыжное оборудование, лифтовое и кухонное оборудование для гостиниц. Это не украинское «ноу- хау»: в той же соседней России на ввоз последних двух «предметов» гостиничного хозяйства этот вид налогообложения отменен. Равно как не отечественное изобретение — налоговые каникулы на аренду земли для тех, кто строит новые объекты размещения, о чем нынче идут беседы с Госкомземом. Речь, отмечает В. Цыбух, не о том, чтобы создать тепличные условия для туристической отрасли: после того, как система «раскрутится» и заработает, инфраструктура начнет развиваться по общим для всех правилам. «Есть основания говорить, что нашим инвестиционным климатом интересуются. Это, к примеру, подтвердили поездки Президента в Бруней и Таиланд», — отмечает В. Цыбух. По его словам, в «инвестиционном портфеле» Гостурадминистрации — предложения по созданию нескольких 5-звездочных отелей, сети трехзвездочных, ведутся переговоры насчет строительства студенческих отелей (8 — 15 евро номер). Как отмечают зарубежные эксперты, украинский рынок — даже в отличие от рынков стран постсоветского пространства, где сильна конкуренция, — очень вместителен: «здесь все только начинается». Однако сетуют на отсутствие местных серьезных партнеров и пока еще присматриваются к «стойкости» этого рынка.

Наталья МЕЛЬНИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ