Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Рада ЛЫСЕНКО: Украинская музыка погибнет без последователей...

Как мы собираемся отмечать двойной юбилей классика?
29 ноября, 2011 - 20:52
ЗВУЧИТ МУЗЫКА КЛАССИКА, КОТОРУЮ ИСПОЛНЯЕТ ВНУЧКА КОМПОЗИТОРА — РАДА ЛЫСЕНКО / ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

В Мемориальном доме-музее Николая Лысенко (часть Музея выдающихся деятелей украинской культуры, ул. Саксаганского, 97) состоялась акция, которую можно назвать «генеральной репетицией» будущих торжеств, которые в следующем году пройдут не только в нашей столице и Украине, но и за рубежом. Киевлянам хорошо известна экспозиция музея выдающегося украинского композитора, общественного и культурного деятеля Николая Витальевича Лысенко. Здесь представлены уникальные экспонаты из творческого архива композитора, мемориальные вещи, подаренные потомками художника. В комнатах сохранились аутентичный паркет, лепка, кафельные печи. Именно здесь Лысенко жил до самой смерти в 1912 году. На стенах рабочего кабинета композитора размещена часть его коллекции украинских народных музыкальных инструментов: лира, торбан, цимбалы, кобза. Здесь композитор работал над операми: «Тарас Бульба», «Энеида», «Ноктюрн», последними выпусками «Музыки к «Кобзарю». По традиции, в знаковые дни в этом доме звучит музыка классика, которую исполняет внучка композитора — пианистка и преподаватель Национальной академии музыки Украины Рада Лысенко. Как планируется отмечать двойные юбилейные даты (170-летие со дня рождения классика и 100-летие со дня его смерти), о семейных традициях, о легендарном деде и о себе рассказала «Дню» Рада Остаповна.

«КЛАССИКА ДОЛЖНА ОСТАВАТЬСЯ КЛАССИКОЙ!»

С Радой Остаповной Лысенко, которая в этом году отметила свое 90-летие (!), но продолжает педагогическую деятельность, мы встретились в Национальной музыкальной академии Украины, в классе, где внучка композитора преподает фортепиано. Побывали на уроке, с восторгом слушали, как играют в четыре руки на двух роялях педагог и ее ученица — аспирантка из Китая Син Син Ма.

— Син Син пришла ко мне по окончании консерватории, — начала нашу беседу Рада Остаповна. — Она родом из Китая. В Украине учится с седьмого класса в школе им. Н. Лысенко. Узнав, что я внучка выдающегося композитора, она попросила дать ей какие-то ноты Николая Витальевича. Девушка так быстро разучила ноты и так виртуозно сыграла, что я предложила ей принять участие в Конкурсе им. Н. Лысенко.В 2012-м будем отмечать двойной юбилей Николая Витальевича — 170 лет со рождения Лысенко и 100 лет со дня, когда он ушел из жизни.

Мне удалось в прошлом году организовать концерт «Лысенко и продолжатели» на день рождения Николая Витальевича в Малом зале НМАУ. Продолжатели — это Ревуцкий, Косенко, Штогаренко, Колесса, Барвинский. Считаю, что должен быть «Конкурс Лысенко и продолжателей». В свое время мой муж — Андрей Яковлевич Штогаренко заботился о продолжении этой линии — национальной музыкальной культуры. Он также из продолжателей музыкальных традиций моего деда.

СУДЕБНЫЕ... ДЕЛА

— Суд присудил мне заплатить десять тысяч соседям за то, что якобы нарушаю их покой, — продолжает Рада Остаповна. — И ничего с этим нельзя поделать. После Лысенковского концерта — а на мою долю выпало очень много забот — я заболела. Сердце болело так сильно, что ходить не могла. Положили в больницу, и пока я болела, соседка подала на меня в суд. Хотела отсудить 90 тысяч грн. за моральный и физический ущерб (якобы от музыки соседка заболела, и ей пришлось накупить дорогих заграничных лекарств на сумму аж 90 тысяч). Вы будете смеяться, но суд она выиграла! Правда, мне присудили выплатить ей только десять тысяч. Я подала апелляцию, было письмо от дирекции НМАУ, но судебные дела все еще продолжаются. Соседка категорически требует, чтобы я заплатила ей деньги...

НЕЙГАУЗ И «ВЕТРЫ БУЙНЫЕ»

— Я училась в Киевской консерватории у профессора Луфера Абрама Михайловича, который был тогда ректором. Государственные экзамены у нас принимал Генрих Нейгауз. Он сам из Кировограда, очень любил Украину, — вспоминает Рада Остаповна. — Я с детства мечтала учиться у него... На экзаменах Нейгауз сразу обратил на меня внимание. И сказал об этом педагогам, но мне было неловко подойти к нему: я заканчивала консерваторию уже после войны. К тому же у меня пропало три года. Во время войны нас выселили из Киева. Посадили в теплушку и повезли в Германию. Но по пути во Львов мы сбежали. Там нашли организацию, которая помогала беженцам: размещала и кормила дважды в день. Фамилия Лысенко для львовян была иконой!

После возвращения в Киев и окончания консерватории я считала себя уже слишком старой для учебы. И все же попросила папу, чтобы он помог мне в том, что было для меня важнее всего. Отец написал письмо, и Нейгауз сразу ответил, что он, хотя уже стар и имеет очень много учеников, но меня возьмет, потому что ему понравилась моя игра и моя одаренность, а также то, что «она свое славное имя не позорит». Но предупредил, что вступительные экзамены я должна сдать сама. Я прошла в аспирантуру, но меня не хотели прописывать в Москве: общежития не было, а на квартире прописывать тогда запрещали. Пошла к начальнику милиции. Он выслушал и вздохнул. Когда узнал, что я с Украины, обрадовался. Рассказал, что у него жена-украинка, которая всегда поет: «Віють вітри, віють буйні...» «Так это же мой дед написал!» — обрадовалась я. И сразу вопрос был решен: «Вітри буйні» помогли мне получить прописку в Москве.

СЕМЕЙНЫЕ ИСТОРИИ

— Мои родители часто вспоминали деда. Он занимался общественной работой. Она занимала у него очень много времени. Имел университетское образование — и западноевропейское, и русское. У Николая Витальевича был дар убеждать людей. У него было много друзей — двоюродный брат Старицкий, Леся Украинка, которая была частой гостьей в доме Лысенко, ее мама Олена Пчилка, бандуристы... Николай Витальевич писал музыку по ночам. Потому что днем ему приходилось преподавать. И даже не потому, что он педагог по призванию, а потому, что нужно было содержать семью. Хотя было бы лучше, если бы он использовал время на композиторство. Лысенко учил играть воспитанниц Института благородных девиц. Потом он дал деньги и построили школу. А еще дед дирижировал хором, ездил с ним на гастроли. Кстати, хор Лысенко очень любил.

Наша семья хранит семейные традиции. Мама моя — из Полтавы. Она очень любила петь. Знала много песен. Мы с ней зачастую выводили в два голоса. Моя дочь Наталья продолжает музыкальную династию, преподает в НМАУ. В детстве она хорошо рисовала. Начали учить ее живописи, но все же музыка получила перевес. У внука Николая старшая дочь тоже играет на рояле. Так что в нашем роду чтут музыкальные традиции деда.

Наталья ЗИНЧЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ