Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Раритетный термофор

Во Львове показывают, какой была грелка в XVIII веке
15 мая, 2018 - 10:04
ФОТО АНДРЕЯ КУБЯКА

Резиновые и электрические, детские и взрослые. Ну что еще можно сказать о подогревателях?

Оказывается, многое! И прежде всего то, что ими человечество пользовалось, не поверите, еще до нашей эры (!).

Но об этом — немного позже. А теперь, собственно, о раритетном термофоре, который демонстрируют  в постоянной экспозиции Музея этнографии и художественного промысла Института народоведения НАН Украины (проспект Свободы, 15).

Как рассказал «Дню» заведующий сектором экспозиции МЭХП Андрей КОЛОТАЙ, на медную грелку, которой горничные утепляли постели богатых, прежде всего живо реагируют дети. Почему? Потому что, оказывается, видели и  точь-в-точь такую грелку, и саму «манипуляцию» прогревания кровати в фильме «Пираты Карибского моря: проклятие Черной жемчужины».

А в целом, такие грелки с длинной ручкой были распространены в основном в странах с прохладным климатом. «Например, в Англии, — говорит музейщик, — где такая вещь была обязательной чуть ли не в каждом доме».

Грелка состоит из медного контейнера и держала. А на вид похожа на большую и глубокую сковородку с крышкой. На крышке, которая пышно декорирована, — ажурные отверстия для циркуляции воздуха.


ФОТО C САЙТА RODON.ORG/ART-070921143317

Контейнер заполняли горячим углем из печи или камина и помещали под одеяло, чтоб прогреть перед сном холодную (или влажную) постель.

Экспонат Музей этнографии и художественного промысла получил в наследство от своего предшественника — львовского художественно-промышленного музея, основанного в 1874 году.

А теперь относительно «взрослых» впечатлений от такого грелки.

Когда я записывала с Андреем Колотаем материал, к нам подходили посетители музея, чтобы узнать, о чем именно речь. Кто-то говорил на грелку «тазик», кто-то делал предположения, что это маятник к большим часам, потому и на такой длинной рукоятке. А кто-то (полушутя или, возможно, всерьез?) выражал предположение, что на этой медной сковородке хорошо бы поджарился картофель.  Заметьте: ни один не сказал слово «грелка».

Я же, чтобы больше узнать об истории этого очень полезного предмета, порылась в разных источниках и выяснила много интересного, а главное — нового для себя. Оказывается, грелками больные пользовались еще во времена греческого врача Золотого времени Афин Гиппократа из Коса (годы жизни ориентировочно 460 до н.э.  — 370 до н.э.).

В древние времена грелками становились всякие разные емкости (кожаные мешки, бычьи пузыри, глиняные или медные сосуды), которые наполняли либо горячей водой, либо сыпучими веществами (например, крупой, солью, пеплом, песком). Также широко пользовались для обогрева кровати (или помещения) предметами, которые после накаливания долго держали температуру, и это могли были камень, кирпич или утюг. Широко для обогрева использовали и коржи из льняных семян или муки. «Цена вопроса» — содержимое бумажника.

А старинные грелки наподобие той, что демонстрируется в МЭХП, изготовляли еще и из латуни или даже из серебра. Что касается ручки, то они были металлическими или деревянными. Обязательно — с крючком, чтоб прицепить к стене. Типичное место хранения грелок — около камина, откуда и брали «горючее», то есть уголь или золу.

А длинное держало необходимо было и для того, чтоб нести грелку от печи к кровати и чтоб двигать ею под периной.

Историки пишут, что такие грелки даже передавали в наследство.

И с учетом всего вышеупомянутого я даже попыталась поискать следы раритета в живописи. Искала долго и нашла: на бытовых полотнах англичанина Ральфа Хедли и голландца Яна Стена.

Так что — ходите в музеи.

 конечно, читайте газету «День» — у нас есть, чем вас заинтересовать!

Татьяна КОЗЫРЕВА, Львов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ