Этот красный лаковый кабинет авторства британского мебельщика времени рококо Томаса Чиппендейла (1718—1779), изготовленного в первой четверти XVІІІ века в стиле «шинуазри» (или «китайщина»), в Музее этнографии и художественного промысла Института народоведения НАН Украины считают настоящей жемчужиной постоянной экспозиции «Декоративно-прикладное искусство Европы конца XV — первой половины XX века».
Как рассказал «Дню» заведующий сектором экспозиции МЭХП Андрей КОЛОТАЙ, XVІІІ век был периодом расцвета английской мебели, усовершенствования ее форм и техник изготовления. «Английский стиль в мебели был таким популярным, что получил распространение во всей Европе, — говорит музейщик. — В XVІІІ — XІX веках с английской мебели начали делать копии, а особенно — в Германии и Австрии, и делали это так искусно, что в настоящее время определить именно английское их происхождение стало весьма проблематично».
«Шинуазри» — это изысканный стиль, который обрел популярность в Европе в середине XVІІ века, а навеян был искусством Китая и Японии. В отрасли художественной обработки дерева важным изобретением Дальнего Востока были лакированные изделия, которые появились в Китае в первом тысячелетии до нашей эры. В ІІІ веке нашей эры это искусство распространилось и в Японии. В ІX веке мастера Киото для декора лакированной мебели начали использовать перламутр, а в XV — роспись, чаще всего — пейзажную. В XVІІ веке эта техника достигла пика мастерства. Поверхность изделия покрывали тонким слоем жидкого лака, просушивали, полировали, а затем наносили следующее лаковое покрытие. Эту операцию повторяли по нескольку раз, потому и не удивительно, что работа длилась годами.
Большой красный лаковый кабинет в коллекции МЭХП — именно такого типа. Состоит из двух частей. Верхняя — это шкаф с двустворчатыми дверцами, за которыми — десять довольно больших, разных по размерам ящичков. Нижняя часть — это стол на s-образных ножках. Вся поверхность кабинета покрыта толстым слоем красного лака. На его фоне четко вырисовываются изображения жанровых сценок, домиков, пейзажей, птиц и цветочных композиций. Впечатление многоцветности достигается благодаря сочетанию разных оттенков или наложениям на них в отдельных местах прозрачного лака.
Некоторые элементы подчеркнуты черным штриховым рисунком. Важнейшие фрагменты декора (например, фигуры людей и птиц) сначала вылепливались малым рельефом из левкаса и только впоследствии золотились.
Специфическим видом декора кабинетов в стиле «шинуазри» были накладные завесы, уголки, накладки на замки. У достопримечательности МЭХП — это позолоченные латунные пластины, полностью покрытые гравированным растительным и зооморфным орнаментом. Накладка замка роскошно украшена ажурным декором.
«Экспонат из нашей экспозиции — высокохудожественная вещь, которая восхищает, поражает и удивляет, — говорит Андрей Колотай. — Это настоящий земной рай в стиле рококо».
Остается прибавить, что этот раритетный секретер Музей этнографии унаследовал от своего предшественника — Промышленного музея, основанного в 1874 году.
P.S. Точно знаю, что многие люди из-за финансового затруднения не могут позволить себе отпуск. То почему бы за вполне умеренную плату не попутешествовать по музеям? Тем более что там предлагают земной рай? И пусть это — «китайщина», но какая!..