Живописец, график, керамист, организатор художественной жизни Львова и стратег его монументальной отделки, Зеновий Флинта — известная фигура в украинском искусстве второй половины ХХ века.
Цель выставочного проекта «Реальность и метафизика», который представят 28 августа в Национальном музее во Львове, — поощрить зрителя по-новому прочитать сюжетные произведения Зеновия Флинты 1960-1980-х годов, которые привычно ассоциируют с официальным искусством.
В основе экспозиции — крупноформатные сюжетные полотна с коллекции Национального музея и много ранее не экспонируемых графических произведений из семейного собрания, которые раскрывают «творческую кухню» художника. В новой компоновке графических эскизов как самодостаточных произведений исчезает штамп «подчиненного жанра», зато становится видимой философия «творческой радости», ее составляющие — увлечение красотой натуры, медитация пленэра и «игра в метафоры».
«ГУРЗУФ». ФЛОМАСТЕР, СМЕШАННАЯ ТЕХНИКА
«Экспозиция будет построена по принципу натурных мотивов, когда в многочисленных ракурсах одного мотива раскрывается интимная метафизика художественного мышления», — говорит искусствовед Богдан МИСЮГА. И добавляет, что Зеновий Флинта — мастер ассоциативного образа, сторонник кинематографа Федерико Феллини, и его композиции — это также своеобразный портрет львовских интеллектуалов 1970-х, что проектировали на искусство свой уникальный мир декадентского отчуждения.
Родился художник 1 сентября 1935 года в селе Токи, что на Тернопольщине. Художественной профессии учился во Львове — в Училище прикладного искусства им. Ивана Труша (отдел декоративной росписи) и в Институте прикладного и декоративного искусства (отдел художественной керамики).
«СЛЕДЫ ВРЕМЕНИ». 1965 ГОД
Еще в училище познакомился с известным модернистом и выдающимся педагогом Карлом Звиринским и на протяжении 1959-1966 годов посещал его «подпольную академию», где овладел западными теориями художественной формы.
На формирование Флинты как художника во многом повлияли также Роман Сельский и Ярослава Музыка.
ФЛИНТА. УЖГОРОД. 60-Е ГОДЫ
Во второй половине 1960-х Флинта создал авторский герметический язык пластичных ассоциаций, основанный на экзистенциональной философии и природной форме. В 1969-1970-х годах вернулся к жанровой тематике и фигуративу, однако его художественная форма тяготеет к модерной стилизации.
Выставка создается в рамках исследовательской программы «UU#Lviv» — архив львовского неофициального искусства второй половины ХХ века» при содействии Украинского культурного фонда.
НАТЮРМОРТ С ЭТЮДНИКОМ 1976 г
Куратор «UU#Lviv» кандидат искусствоведения Богдан Мисюга, который отмечает, что программа посвящена альтернативным художникам Львова, которые творили в 1950-1980-х годах, и призвана рассказать о 16 мастерах — Евгении Лысике, Романе Сельском, Маргарите Сельской, Богдане Сороке, Зеновии Флинте, Богдане Сойке, Александре Цегельской, Романе Петруке, Олеге Минько, Карле Звиринском, Александре Аксинине, Энгелине Буряковской, Игоре Боднаре, Генриетте Левицкой, Петре Марковиче и Леопольде Левицком.
ПОДОЛЬЕ. ЖНИВА, 1977 г.
Относительно показа «Зеновий Флинта: Реальность и метафизика» в Национальном музее во Львове имени Андрея Шептицкого (проспект Свободы, 20), то его успеют посмотреть все желающие — выставка будет длиться до 28 октября.