— Роман Исаакович, расскажите, пожалуйста, как наш студенческий оркестр попал на этот фестиваль?
— Боннский Бетховенский фестиваль — серьезное, всемирно известное культурное событие. В этом фестивале участвовали оркестры Венской и Пражской филармоний, оркестр Кельнского радио, квартет имени Бородина, Марта Аргерих и многие другие. Фестиваль активно сотрудничает с радиостанцией «Немецкая волна», которая является одним из спонсоров. С этого года организаторы решили на каждый фестиваль приглашать один из выдающихся молодежных оркестров мира и занялись их поисками. Мое имя достаточно известно в Германии, во всех брошюрах написано, что я также являюсь и дирижером студенческого симфонического оркестра Национальной музыкальной академии. Кроме того, главному музыкальному редактору «Немецкой волны» попался компакт-диск с записью Пятой симфонии Валентина Сильвестрова в исполнении нашего оркестра четырнадцатилетней давности. Когда зимой я был на гастролях в Германии с камерным оркестром филармонии, то редактор — доктор Шлисс, позвонил мне и сказал, что их очень заинтересовала эта запись. Он захотел послушать нынешний состав оркестра. А у нас в это время была такая ситуация, что из-за нехватки пультов я отказывался начинать репетиции. Ходил к ректору консерватории, просил найти деньги для их покупки. Только в конце ноября пульты привезли, и мы начали репетировать. И тогда я, по какому-то, может быть, Божьему указанию, поставил студентам на пульты не что иное как Пятую симфонию Бетховена, которую мы и сыграли в январе куратору фестиваля, прилетевшему в Киев. Ему понравилось, и нас пригласили. Но предложили исполнить Девятую симфонию композитора. Времени на подготовку немного. Но сам факт, что студенческому оркестру на таком фестивале доверили играть самую масштабную симфонию Бетховена с Боннским филармоническим хором и хором Боннской оперы, говорил о нашей почетной и очень ответственной роли. Нам предложили сыграть еще одно произведение молодого композитора из Украины. Мы послали несколько партитур. Премию «Немецкой волны» получило «Cantus sopre librum» («Пение над книгой») Сергея Пилютикова.
— Как приняли наших музыкантов в Германии? И как вы оцениваете выступление оркестра на фестивале?
— Немецкая сторона предоставила нам все необходимые условия для репетиций. Студентов разместили в немецких семьях. Мне было приятно увидеть несколько знакомых имен в списках тех, кто брал к себе моих оркестрантов. Например, имя бывшего посла ФРГ в Украине господина Эбергарда Хайкена.
Гастроли прошли очень достойно. Должен сказать, что оркестр за время работы не только учится играть, но и воспитывается. Происходит какое-то духовное, эмоциональное единение коллектива и дирижера. Появляется сплав не только художественных, но и морально-этических качеств. Мы не имели возможности обыграть симфонию в Украине вместе с хором. Оркестр услышал полное звучание симфонии с хористами и солистами только накануне выступления. Но благодаря профессионализму музыкантов играли замечательно. Это выступление я считаю творческим достижением оркестра. В немецких газетах рецензенты писали о нашем оркестре в превосходной степени.
В Бонне весь сбор от концерта и различных пожертвований был передан киевской детской онкологической клинике для лечения детей, больных лейкемией. На сцене директор фестиваля вручил главному врачу клиники чек на 60 тысяч марок. На фестивале присутствовал посол ФРГ в Украине г-н Штюдеманн и посол Украины в Германии.
— Есть информация о том, что немецкие музыканты, которые выступали с нашим оркестром, высказали желание приехать в Киев…
— Эта идея родилась спонтанно — на общем подъеме. После концерта на банкете, устроенном в честь концерта, наши немецкие друзья предложили повторить этот концерт в Киеве в том виде, в котором он проходил в Бонне, — с этой же программой, с тем же хором и солистами. Эта идея сейчас в стадии обсуждения. Ведь подобный проект связан с большими деньгами. Нам оплатили перелет и проживание для девяноста восьми человек — в Киев же должно прилететь больше ста. Расходы собирается взять на себя немецкая сторона.
— Роман Исаакович, участие нашего студенческого оркестра в фестивале такого масштаба — яркий пример спонсорской поддержки в Германии высокого искусства крупным частным капиталом. Есть ли, на ваш взгляд, у нас возможности для подобной поддержки украинской академической культуры?
— Если все будет идти так позорно медленно в том направлении, в котором движется наша страна, обгоняемая всеми соседями и справа и слева, то условия для меценатства у нас появятся не раньше чем лет через сто. Приведу пример своего фестиваля «Роман Кофман и его друзья». Тогда на проведение фестиваля украинские компании не дали ни копейки. Зато нас поддержали «Макдоналдс-Украина», «Кокоа-Кола-Украина», «Эрнст энд Янг», «Дойче телеком» и т.д. Поэтому сейчас все свои амбиции я реализовываю за границей, и мои концерты расписаны на два года вперед.