Жизнь украинских артистов, работающих в жанре классической музыки, менее известна обычному слушателю-зрителю, чем жизнь артистов эстрады. Да и сами артисты-«классики» зачастую не стремятся делиться откровениями, справедливо считая, что истинное искусство не нуждается в суете и, тем более, в скандалах, приносящих известность. Работа и возрастание в мастерстве для них важнее дешевой славы. Именно к таким типам личности можно отнести молодую солистку Национального дома органной и камерной музыки, заслуженную артистку Украины Марию Липинскую.
Певица — натура замкнутая и сдержанная. К главным достоинствам ее таланта относятся тонкий музыкальный вкус и замечательный голос, плюс эффектная сценическая внешность. Вероятно, все это и определило жизненный выбор Марии, которая нашла себя на камерной сцене.
— Мне кажется, что я пела всю жизнь: сначала в ванной, потом перед зеркалом, затем перед гостями — рассказывает Мария Липинская. — Я с удовольствием слушала пластинки с музыкальными сказками: «Бременские музыканты», «Буратино», «Маугли», зная все музыкальные партии героев напамять, и представляла, что это я выступаю на сцене. Кстати, в ту пору Муслим Магомаев был моим любимым певцом.
В шесть лет я стала петь в хоре «Щедрик», которым руководит Ирина Саблина. Хор дал мне очень много в плане развития музыкального слуха и вкуса. Мы пели много классики. А когда пришло время выбирать профессию, то я решила стать актрисой. Но поразмыслив, все же выбрала музыку. Решила, что в музыкальном жанре смогу себя проявить лучше. Хотя в Национальную музыкальную академию Украины я поступила с третьей попытки (поэтому после школы пришлось поработать секретарем-машинисткой). Моим педагогом в НМАУ была знаменитая певица Галина Туфтина.
«ПРОЙТИ ПО ГРАНИ»
— На выпускном экзамене я пела партию Кармен. Взаимоотношения Кармен и Хозе — столкновение социума и личности. Главная мысль оперы — это свобода личности. Кармен не цепляется за чувство и не размусоливает его всю жизнь, если пропала острота. Я думаю, что в глубине души многие люди хотели бы пройти по той грани, по которой ходит Кармен. Именно поэтому так привлекает ее магнетический образ. А некоторые слушатели сами не прочь внутренне раскрепоститься. Перекликается ли это с моим характером? Думаю, что да. Меня трудно заставить делать то, что я не хочу. Так было всегда. Одно время мне хотелось себя переломить, но оказалось, что быть такой, как все, я не могу. Когда ставлю себя в какие-то рамки, то испытываю огромный дискомфорт...
С 1996 года я являюсь солисткой Дома органной и камерной музыки, но нередко выступаю и на других сценах. Очень люблю Андреевскую церковь, где выступала и с сольными концертами, и в дуэте с Людмилой Гармаш. В Андреевской церкви мне нравится атмосфера. Она более камерная, чем в Органном зале. В прошлом сезоне на сцене «Молодой оперы» я спела Маддалену в «Риголетто» Верди и Марту в «Фаусте» Гуно. Выступаю и на сцене Национально филармонии. Сейчас готовлюсь петь в симфониях Малера.
В выборе между камерной и оперной сценами свою роль для меня сыграл успех на Конкурсе камерных исполнителей «Янтарный соловей» в Калининграде, где я получила вторую премию. Сегодня я удовлетворена работой в Органном зале. Но когда есть возможность чуть-чуть изменить творческий профиль, я не отказываюсь.
«ВЕЗУЧИЕ И НЕВЕЗУЧИЕ ПЛАТЬЯ»
В Органном зале я пою разный репертуар. Недавно подготовила и записала на компакт-диск программу с русскими старинными романсами. Каждый романс — это мини-история: «Я полюбила», «Я все еще, безумная, люблю….» Люди внимают этим мелодиям, порой даже плачут... А классическую музыку надо пропагандировать, рекламировать. Я уверена, что у нее свой слушатель.
Для программ приходиться подбирать разные платья, которые шью под заказ. Мне нравится фасон типа «рыбки» — вверху по фигуре, внизу расклешенный. Я не люблю кринолины. Хотя это более праздничный стиль. Так, для программы современной музыки предпочитаю строгое черное платье, а иногда украшаю его ярким пятном (цветком, брошью, бантом). Для мировой классики тоже надеваю строгий наряд. У меня бывают «везучие» и «невезучие» платья. Последние пылятся в шкафу, а с «везучими» мне трудно расстаться.
...Я никогда не жалела о том, что стала артисткой, певицей, как бы трудно мне не приходилось. Ведь работа занимает всю нашу жизнь, и как же тогда жить, если работа нелюбимая. В свое время мне пришлось переубедить своих родных, что я буду певицей, они тогда были против, но потом стали на мою сторону и теперь помогают: взяли на себя все заботы о ребенке. Сыну Дмитрию 7 лет, — активный, любознательный мальчик. Увлекается спортом, особенно дзюдо, а к музыке я его не принуждаю. Я его воспитываю как слушателя. Пока не могу сказать, что он большой поклонник серьезной музыки, но сын очень гордится, что его мама — певица».