Сейчас «Ромео и Джульетта» в дороге к Киеву. Их вечный покой нарушила археологическая экспедиция, работающая во дворе крепости в древнем Меджибоже.
Это что-то вроде сенсации. На глубине 70 сантиметров от уровня современной поверхности археологи нашли двойное погребение — костяки мужчины и женщины. «Они лежали рядом: кости его рук на костях ее бедра, кости ее руки — на костях его руки, черепа — вплотную друг к другу, так сказать, глаза в глаза. Будто так, любя друг друга, и отправились на небеса, оставив здесь, в родной земле, свои бренные тела», — рассказывает для «Дня» Сергей Стопенчук, старший научный сотрудник отдела охраны памятников истории и культуры Хмельницкого облуправления культуры. Он — один из вдохновителей и участников этой археологической экспедиции. А возглавляет ее Юрий Толкачев из Киевского центра охраны памятников.
Наш собеседник продолжает: «Ромео и Джульетта» — так мы назвали этих влюбленных. Факт, что они ушли из жизни где-то не раньше двенадцатого века. Надеемся, что ученые Киевского института археологии выяснят все их антропологические данные. А пока — много вопросов, мало ответов...».
«Одна из неразгаданных пока загадок во дворе крепости — еще более древняя 56-метровая каменная стена. Ее «возраст» и интересует нашу экспедицию. Первый раскоп был сделан 8 июня 2000 года там, где стена плавно поворачивает к костелу, находящемуся во дворе крепости. Тут же, кроме «Ромео и Джульетты», найдены и другие интересные материалы древнерусского, литовского периодов нашей истории, которые, напомню, принадлежат к 12—14 векам», — объясняет Сергей Стопенчук.
Это не единственное двойное погребение, найденное экспедицией Юрия Толкачева. Рядом еще одна откопанная могила. «Воины» — так назвали археологи второе погребение. Два костяка. Можно воссоздать: ушли из жизни, повернув в одну сторону головы, руки согнуты так, словно шагали в строю... У челюсти одного из них найдена пряслица (деталь веретена), на которой вычеканены какие-то таинственные знаки. Один из этих знаков напоминает тризуб. «Именно тризуб — в основе всех княжеских гербов Рюриковичей», — напоминает С.Стопенчук. В груди другого воина — стрела...
Под стеной крепости, о которой говорится в Древнерусской летописи 1146 года, нас ждут новые сенсации и открытия. «Возможно, будет и новый взгляд на историю нашего края в древнерусский период», — заявляет старший научный сотрудник Сергей Стопенчук.