Новая экспозиция, открывшаяся в Украинском доме, преследует двоякую цель. Во-первых — привлечь внимание как широкой общественности, так и околохудожественных кругов к современной украинской скульптуре. Во-вторых — по возможности основать традицию регулярных выставок искусства ваяния. Составить саму экспозицию стоило немалых трудов ее организаторам. Как подчеркнула директор «Украинского дома» Наталья Заболотная: «Планировался грандиозный, всеукраинский салон. Однако политическая ситуация не позволила привлечь нужные средства. Поэтому решили ограничиться Киевом, однако собрали лучших. Украинский дом как инициатор акции взял на себя все затраты, связанные с организацией и транспортировкой, наши специалисты лично приезжали к художникам в мастерские, чтобы отобрать работы. Сами авторы отметили, что творческая жизнь в стране после выборов как будто замерла, и мы в этом смысле сделали очень смелое и своевременное усилие… Что до будущего, то хотелось бы, чтобы выставка была ежегодной и охватывала все регионы. Думаем, что отборочная комиссия будет работать в течение года, будут и рейтинги, и номинации, и, вполне вероятно, профессиональная премия с 2006 года…»
Последнее особенно важно. Ведь как раз активной выставочной деятельностью, не говоря уж о профессиональном конкурсе, наши скульпторы наиболее обделены. Если, к примеру, у живописцев просто потоком идут как локальные, индивидуальные, так и групповые выставки в разного рода галереях и даже музейных залах, не говоря уже о разного рода биеннале, то более-менее представительную скульптурную экспозицию трудно и припомнить. А, между тем, наши ваятели заслуживают лучшей участи. Ведь их жанр — самый, наверное, трудоемкий, требует недюжинной физической выносливости, массы терпения и колоссальной усидчивости. А кроме того, именно наша страна дала миру двух величайших скульпторов ХХ века — Александра Архипенко и Владимира Сидура…
Организаторам выставки удалось привлечь 25 авторов совершенно разных поколений, среди них — такие известные, как Мыкола Рапай, Юлия Укадер, Юлий Синькевич, Анатолий Кущ, Владимир Протас, Алексей Владимиров, Анатолий Валиев, Игорь Гречаник, Мыкола Есипенко, Вячеслав Клоков, Тарас Мельников, Дина Марголина, Олег Косткевич, Борис Довгань. Столь разных художников объединила идея создания аллегории зимнего сада, главенствующее место в котором занимает скульптура. Саму экспозицию, занимающую холл первого этажа, обрамляют прозрачные светящиеся панно с абрисами заснеженных деревьев — очень удачное оформительское решение. Собственно, и сами скульптуры — достаточно небольшие — расставлены так, что действительно возникает ощущение прогулки по зимнему саду, в котором живут свои бронзовые, мраморные, эмалевые, деревянные химеры. Конечно, качество далеко не всех работ можно назвать ровным, соответствующим определенному уровню. Есть изваяния более удачные, есть менее — обремененные соцреалистической или салонной конъюнктурой. Однако главный шаг сделан — у отечественных скульпторов впервые появился реальный шанс быть увиденными и услышанными.
Будет ли это «Зимний сад» или Киевская биеннале, покажет время. Пока же в зимней слякоти в центре Киева проросло нечто действительно интересное и не по-зимнему обнадеживающее.