Роман Элизабет Гилберт «Ешь, молись, люби» написан в модном сегодня жанре женской исповеди. Когда-то «Полевые исследования из украинского секса» Оксаны Забужко наделали у нас немало шума; с большой вероятностью, эмансипированные писательницы в свое время тоже получали свои 15 минут славы и в других странах. Сегодня же то, что раньше было чисто авторской игрой с материалом собственной жизни, стало чем-то вроде литературного шоу-бизнеса. А значит — пришло время заинтересоваться этим Голливуду.
Режиссер фильма «Ешь, молись, люби» — американец Райан Мерфи, сделавший карьеру на телевидении, снимая «мыльные оперы». Соответствующий «мыльный» привкус был присущ его дебюту на большом экране — «Бегая с ножницами» — даже, несмотря на невероятное, как для дебютанта, количество звезд: Гвинет Пелтроу, Браян Кокс, Алек Болдуин, Эван Рейчел Вуд. В новом фильме тоже есть пара знаменитых актеров — Джулия Робертс и Хавьер Бардем, однако «мылом», кажется, пахнет еще больше.
Героиня по имени Лиз вдруг понимает, что ее брак окончен, что она не хочет ни детей, ни домашнего уюта, и что ей срочно нужна помощь от Бога, а также уехать куда-нибудь.
Итак, сначала мученица заводит роман с молодым нью-йоркским актером, потом бросает и его, отправляется в Италию, чтобы есть, оттуда в Индию — молиться и, наконец, на Бали — делает вид, что тоже молиться, хотя на самом деле — любить очаровательного бывшего пьяницу Фелипе-Бардема. Соответственно, в фильме много еды, снятой, как в ресторанной рекламе, много исторических пейзажей, будто бы позаимствованных из рекламных роликов туристических агентств, много болтовни об отношениях между полами, как на дешевых женских семинарах, заваливающих своим спамом электронные ящики. Все снято, как для телевизора, а вот истории, за которой хотелось бы следить, нет. По всем законам кинодраматургии, главный герой (главная героиня) должен меняться в соответствии с событиями, в которых принимает участие, именно эти внутренние перемены в герое — всегда самая интересная часть любого фильма, все равно, мейнстрим это или авторское кино.
Вот этих перемен нет и близко. Более того, непонятно, почему рядового зрителя должны волновать страдания небедной Лиз, которая откровенно бесится с жиру, без тени сожаления причиняет боль близким людям, а потом с невинным видом плетет им что-то о космической энергии? Хотя, наверное, это неточная постановка вопроса: почему должны волновать экранные страдания Джулии Робертс, тем более, что их на самом деле и близко нет? Когда Робертс появляется в комедии, это бывает действительно смешно. Когда же она пытается плакать, а тем более еще и молиться,.. то зрелище это не просто недостоверное, а еще и малопривлекательное. И такая же недостоверность лежит на всем, что происходит в ленте, даже на бедняге Бардеме, которого заставили играть такого образцового португальского мачо, — явно малоинтересная для него роль.
И все же есть один ответ — почему. Удивительным образом фильм точно отразил ту фальшь, которая господствует в «исповеди» Гилберт. Неискренний автор породил фальшивый образ, который воплотила фальшивая актриса в недостоверном фильме.
Настоящий сеанс группового разоблачения.