В Киеве прошла культурно-художественная программа «Все для тебя». Ее предложил Национальный музей украинского народного декоративного искусства. На выставке «Образ жизни» представлены работы известного мастера Александра Ковальчука из Винницы. Художник работает в редкой технике, которая имеет глубинные народные корни — роспись на стекле. Это явление возникло в украинской культуре три века назад, подобные иконы выполняли народные мастера и за свою деятельность они назывались «богомазами». Такая техника полностью импонировала красочному барокко. Иконы Александра Ковальчука, выполненные темперой, маслом и сусальным золотом на стекле, тяготеют к народному примитиву, но в рисунке чувствуется рука профессионала, его работы стилизованы, преисполнены свободной трактовки образов. Экспозиция выставки разделена на тематические циклы: Богородичные иконы, иконы с образом Георгия Змееборца, серия «Казак Мамай», народная картинка.
Женщина невозможна без красоты, а отсюда и всегдашнее желание себя украсить. Это стремление со временем переросло в стремление подчинить себе каждую мелочь для того, чтобы заставить ее служить и обнаруживать женскую уникальность. Например, наши пращуры-украинки делали себе ожерелье из зернышек яблок.
— Нанизывали на основу зернышки сырыми, по мере того, как потребляли яблоки, делали несколько рядов в ожерелье, а когда семена высыхали, покрывали зернышки лаком, украшение для лучшего эффекта могли перемежевывать с камнями и выходило достаточно оригинальное изделие, — демонстрировала такое ожерелье, сделанное собственноручно, заместитель директора Национального музея украинского народного декоративного искусства Галина БЕЗКОРОВАЙНАЯ.
Ожерелье из зернышек яблок Галину Ивановну научила делать ее бабушка Одарка Грабольчук. И именно из рук бабушки она переняла умение изготовлять украшения из ткани. Сегодня эти вещи опять стали актуальными. Вероятно, у каждой хозяйки есть отрезы или лоскутки из шелка, велюра, крепдешина или любой другой ткани. Впрочем, для изготовления ожерелья могут пригодиься и вещи, вышедшие уже из строя, однако ткани которые не потеряли своей привлекательности. Так, на изготовление одной «бусинки» мастер тратит около сорока минут. Она берет лоскуток квадратной формы 15—20 см, отступая от краев около 1,5 см, прошивает по квадрату лоскуток сквозным швом так, чтобы, стягивая нить, образовался небольшой мешочек. В него прячутся концы лоскутка и начинают иглой «стягивать» к центру выступающие части — «рожки» мешочка. Прошивая с разных боков насквозь ткань, подтаскивая и сжимая ее, мастер формирует шарик, до тех пор, пока он не превратится в тугой собранный мячик. Для изготовления ожерелья из ткани такая бусинка формируется сразу на основе (нитке, ленте). Перемежевывать бусины из ткани можно с настоящими или искусственными камнями, создавая целые композиции украшения.
Издавна на Востоке существовали целые школы по изготовлению украшений. Да и в каждом турецком городе обязательно существует своя школа бисероплетения. Одну из них и закончила украинка Оксана Садиоглу из Черновцов. Свой пятилетний опыт Оксана передавала во время мастер-класса в Музее народного декоративного искусства. Мастерица — автор сотен уникальных украшений, в которых рядом с качественным бисером активно использует натуральный камень, используя вместе с классическим мозаичное, коралловое плетение, а также квадратный жгут и метод плетения под названием «Аннушка», что достаточно осовременивает украшения из бисера.
Мастер предложила изготовить перстень. За основу выбирается камень или большая бусинка, которую нанизывают на леску, оставляя 15 см от края. Дальше делают двойные петли вокруг бусинки, выходя через центр бусинки, — основу для дальнейшего нанизывания бисера. Каждый новый круг из бисера начинается с нанизыванием сразу двух бисерин. Потом одна за другой прикрепляются вокруг бусины, пронизывая бисер на иглу, захватывают основу и опять через отверстие бисера выходят на внешнюю сторону. Так, комбинируя форму и размер рядов, из бисера выкладывается рисунок перстня. Последний ряд для ажурности начинают с трех бисерин, а затем нанизывают сразу по два бисера. На обороте делают кольцо из бисера — и украшение готово. А мастер Наталья Топчий учила всех желающих как сделать оригинальный весенний букет «фунтик».