Царь Ох, Оксанка и ее братики, а еще — Солнце, Луна, Звезды, Жуки, Грибы, Ветер и Мавки. В следующее воскресенье, 8 ноября, во Львовской национальной филармонии представят сказку-оперу Стефании Туркевич-Лукиянович, и это будет премьера, как говорят, три в одном.
Анонсируя оперу, в филармонии со ссылкой на искусствоведа Стефанию Павлишин, отмечают, что Стефания Туркевич (1898, Львов —1977, Кембридж) официально признана первой украинской женщиной-композитором и что в годы СССР ее работы были под запрещением.
Опера «Сердце Оксаны» написана в 1960 году в Кембридже, где композитор проживала с мужем. Произведение ставилось как композиция на собрании украинцев в Канаде и никогда не исполнялось в Украине. Об этом «Дню» рассказал постановщик спектакля Олег Онещак, беседа с которым — немного погодя.
А перед тем стоит отметить, что партитура попала во Львов благодаря оцифровке рукописей Стефании Туркевич-Лукиянович, о чем позаботилась семья композитора и супруги Гунько. Стоит сказать и о том, что постановка в филармонии осуществляется при содействии Львовского городского совета — «Сердце Оксаны» победило в конкурсе ЛГС «Фокус на культуру».
Спектакль многофигурный. В нем принимают участие свыше 60 артистов, большинство из которых — дети. Задействованы в постановке септет (инструментальная группа из семи солистов) Академического симфонического оркестра Львовской филармонии, восемь солистов, детско-молодежный камерный хор «Жаворонок» и балетная школа-театр L.Stage. Дирижер — Сергей Хоровец. Балетмейстер — Виктория Ткач. Художники — Александра Нагирная и Наталья Сало.
«Сердце Оксаны» — это история об Оксанке и ее братиках — непослушных Романе и Влодке, которых забрал Царь Ох. К кому Оксанка обращается за помощью, чтобы разыскать братиков, и о других тонкостях не только сюжета, но и репетиционного периода, расспрашиваю режиссера Олега ОНЕЩАКА, а он — актер Театра им. Леся Курбаса, руководитель направления театра в «Школе свободных и небезразличных» и основатель Львовской галереи сценографии. А первый мой вопрос касается того, как работается именно на сцене филармонии и таким большим составом, где большинство — дети?
— Нам легко, — говорит Олег Анатолиевич, — потому что команда подобрана хорошая. Все включены в процесс и работают на результат. И филармония нам всячески способствует. Конечно, это не театральная сцена. Есть нюансы. Но понемногу оно все вместе складывается.
— У Вас же нет опыта постановки оперных спектаклей?
— Нет. Сначала даже отказывался от этой работы. Есть музыка, которая на многое влияет и много чего решает. Если в драматическом произведении какую-то сцену можно «растянуть» или прибавить что-то этюдно, чтобы она была длиннее, то здесь так не получается — все подчинено музыке. Но, невзирая на это, я чем дальше, то все больше выискиваю возможностей добавлять, добавлять и добавлять в эту музыкальную канву.
— Сколько времени длится работа?
— Мы сначала работали с певцами, а уже с октября приобщили балет.
— Сроки достаточно сжатые.
— Да. Но, повторяю, все включены в процесс, все — профессионалы, потому у нас все хорошо! Все задействованы в процессе, открыты к предложениям и очень гибкие.
— А как справляетесь с тем, что в спектакле — до полусотни детей и дети разного возраста?
— Есть у нас 5 — 6-летние дети, которые танцуют Грибов и Жуков. Есть немного постарше, 10-летние, — это Мавки лесные. Есть и старшие девочки, которые танцуют на пуантах, — Звезды. И также — хор (двадцать детей).
— Насколько дети гибки к жанру опера?
— С ними много работают их руководители, с которыми мы предварительно все обсуждаем. А в целом могу сказать, что дети — открыты и игривы. И, конечно, хорошо технически работают. Относительно хора, то он у нас все время присутствует на сцене, и мы будем добавлять им действия — они у нас будут Кустами и Деревьями. И это же хор «Жаворонок»! Его руководитель пани Наталья Чмыр-Козяр — очень игровая и эмоциональная женщина, и воспитанники ее такие же. И готовы к сотрудничеству. Вот такой у нас нестатический хор. Я вижу, что им — интересно! Они тихонько и довольно прилежно сидят на репетициях, выдерживают все часы. Поэтому все хорошо — пока еще тьфу-тьфу. (Смеется). Двигается, как по мне, все легко и спокойно.
— А что с органом, который стоит на сцене? Чем-то будете закрывать его?
— Он у нас тоже будет деревом. И еще хочу отметить о таком. Я достаточно много работаю с детьми и хочу отметить, что у нас вот такого, стандартно понятного и детского, не будет.
— О чем идет речь?
— У нас не будет Котиков, Мышек. То есть Грибов как грибов, Жуков как жуков. Не будет вот такого прямого «Это вышел Грибок. А это — Жучок». Будем давать намек, определенный образ.
— То есть детям нужно будет включать воображение?
— Да. И я на все сто процентов убежден, что детям такой показ намного интереснее, чем прямое виденье персонажа. Это не будет такое «символическое-символическое», но образность будет.
— На какую возрастную категорию зрителей рассчитываете?
— От пяти — шести лет.
— Это произведение именно как опера нигде не ставилось.
— Да. У нас — первая премьера. В действительности, это — очень хорошая идея нашей филармонии. Поэтому я на это и согласился. Потому что у меня тоже двое детей, и хочу, чтоб они имели возможность смотреть детскую оперу. Потому что, кроме «Белоснежки» и «Щелкунчика», детям ничего не предлагают. А они должны понимать этот «язык» и научиться воспринимать такую (оперную) форму. Надеюсь, это — не последняя такая постановка в нашей филармонии. И мы все очень переживаем за то, какой она получится, это воплощение — вместе с костюмами и декорациями.
Продолжительность спектакля «Сердце Оксаны» — немного больше часа. Перерыв не предусмотрен. Первых показов будет два — в 13.00 и 16.00.
Опера-сказка» также будет транслироваться на официальных YouTube-канале филармонии и фейсбук-странице Львовской национальной филармонии.
Создатели проекта приглашают на премьеру — обещают хеппи-энд и даже свадьбу. Интересно, кто кого возьмет замуж? Приходите и смотрите.