Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Сейчас время слушать украинцев»

Дизайнер и иллюстратор Анна ИВАНЕНКО – о том, как держит свой культурно-информационный фронт
29 апреля, 2022 - 15:41

До начала большой войны киевлянка Анна Иваненко успешно развивалась как дизайнер и иллюстратор. Вместе с Евгенией Полосиной они основали собственную визуальную студию, также Анна проиллюстрировала немало книг, в частности детских, стала участницей разных дизайнерских проектов, получала награды, например в прошлом году на международном конкурсе IJungle illustration Awards она стала лучшей в категории «Коммерция». Сейчас Анна с коллегой продолжают этот путь, но в то же время доносят правду о широкомасштабном российском вторжении в Украину для широкой международной аудитории в художественной форме.

Наш разговор мы начали с вопроса о тех ощущениях, которые были 24 февраля, и воспоминании об ощущении на начало войны в 2014 году:

– В 2014 году это было очень неясно и неожиданно. В той серии событий не только было трудно разобраться, но это очень озадачивало. А в 2022-ом, мне кажется, это вообще в международной практике очень необычная ситуация, когда война, наоборот, была предсказуемой. Мы за несколько месяцев устали от тревоги: или все сейчас начнется, или нет? Поэтому это разные ощущения.

24 февраля, наверное, похожие ощущения были у каждого украинца и каждой украинки – будто облили ледяной водой в пять утра или немного позже. Мы, кажется, в шесть или в семь услышали от своего друга: «Просыпайтесь! Началось».

– Кое-кто из творческих людей уже делился с нами, что сначала чувствовали шок и ступор, но потом приходило понимание, что нужно что-то делать. Как оно появилось у вас?

– В первые моменты надо было принимать решение: или надо куда-то перемещаться, или, наоборот, не надо паниковать и оставаться на месте, или, может, надо искать, как выехать. То есть в течение первых дней надо было сделать выбор из многих вопросов. Мы оставались в Киеве в течение первых восьми дней. Потом, наконец, решили поехать в Черновцы, но где-то на второй или третий день появилось это ощущение, что нужно начать что-то делать – очень быстро найти что-то делать, тем более что появились какие-то возможности, например, волонтерские телеграм-чаты дизайнеров-иллюстраторов или какие-то запросы от людей наподобие: посоветуйте, а кто может сделать что-то или нарисовать что-то? И то, что можно было быстро включиться в какую-то такую работу, очень помогло – когда я начала физически что-то делать, кроме как пытаться спать или есть, или читать новости. И до сих пор это очень помогает. Не знаю, что бы я делала, если бы не работала сейчас.

– В одной из заметок вы написали, что «сейчас время слушать украинцев». (В частности, Анна отметила: «С начала войны я наблюдаю, как мои друзья сражаются на культурно-информационном фронте. Каких усилий стоит им добывать в борьбе место для публикации украинцев, нашей прямой речи, репрезентации голосов. Много десятилетий было привычно и удобно иметь экспертов по «Восточной Европе» и «постсоветскому региону», что живут в России или являются мигрантами оттуда, не рефлексируя, почему именно они имеют ресурсы и право на выражение мысли, которая будет транслироваться миллионной аудитории. И сейчас, по устаревшему паттерну мы видим тех же экспертов, что пусть из эмиграции, но дают оценку войне россии против Украины через свою, хоть 100 раз оппозиционную, но российскую оптику. Сейчас не время начинать показы, посвященные Украине, фильмы о Навальном или приглашать лишь двух экспертов, канадца и россиянку, чтобы говорить об Украине в университете Чикаго. Я не говорю, что россиянам, которые страдают от режима, сидят в тюрьмах, надо молчать. Но жалобы на кенселинг от некоторых людей напоминают мне жалобы людей, которые не отстреливают свои привилегии и не хотят делиться правами, которые раньше принадлежали лишь им.  И можно тысячу раз говорить, что это «о том же режиме, который ведет войну», но в действительности - западные медиа в который раз предоставляют приоритет и придают больший вес голосам из России. Сейчас время слушать украинцев». – Ред).

Как и где вам удается творчески подавать наш голос?

– Я здесь скажу не только о художниках и иллюстраторах, а вообще о всех украинцах. Я и мои друзья, которые связаны с журналистикой или документалистикой, и с первых дней большой войны получаем противоречивые приглашения на какие-то общие события, на которых присутствуют украинцы и россияне, или просят дать комментарий изданию, которые первоочередно дают право выразить мнение людям, с которыми они давно работают, – из россии. Какие при всей возможной оппозиционности все равно рассказывают о том, что тревожит их, и этот фокус внимания опять смещается. Это меня категорически не устраивает и крайне огорчает. Поэтому и мои друзья, и я призываем всех давать поле именно для украинских высказываний, без этого уравнивания позиций агрессора и жертвы, без ошибочного плюрализма. Сейчас это абсолютно не актуально.

– Вы выкладываете истории из сегодняшней жизни как комиксы. Как возникла эта идея и кто их может видеть, кроме вашей фейсбук-аудитории?

– Комиксы мы создаем вместе с моей коллегой Женей Полосиной, с которой у нас в Киеве общая студия и с которой мы собственно, сейчас в Черновцах. В самом начале войны мы просто начали это делать, потому что это хороший способ документировать реальность. Хорошо, что сейчас много есть проектов, что документируют, фиксируют, записывают истории – и в текстовом, и в графическом виде. Меня это очень радует, ведь все эти истории важны. Это документирование правды будет иметь значение для написания правдивой истории в дальнейшем. Его удобно делать в форме комикса, ведь это репортажный характер. Эта форма дает возможность давать какой-то текст, объяснение, хронологию, последовательность событий.

Когда мы сделали один из первых комиксов, к нам обратился американский журнал Hyperallergic, который предложил нам его сделать и запостить, потом так же выходил другой комикс в канадской газете The Globe, а из последних – в бразильском журнале Morel. Есть определенный запрос на эту информацию, и мы этой возможностью всегда пользуемся.

Относительно фидбека, то несколько раз нам писали: «видели ваш комикс в такой-то газете!», даже сфотографировали, посылали нам эти фото. Многие пишут просто слова поддержки, даже незнакомые люди тоже делятся своими историями, например, о том, что у них сейчас тоже полдома заселено украинцами-переселенцами и что они очень сочувствуют нам и поддерживают нас, спрашивают, куда донатить. Это очень радует и помогает.

Относительно комиксов, то сейчас мы начали сотрудничество с правозащитницей: в команде с ней будем разрабатывать серию репортажей-комиксов о людях, которые были вынуждены, по крайней мере, дважды покидать место, которое они называли домом. Хотим сфокусироваться на этих историях. Будем записывать свидетельства, разговаривать и зарисовывать. Правозащитница будет давать советы относительно конкретных официальных источников и мест, куда можно обратиться. Поэтому начинаем интересную и важную работу.

 

 

Ольга ХАРЧЕНКО, «День», иллюстрации Анны Иваненко
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ