Важно подчеркнуть, что было это не «открытие музея», как написал кто-то из коллег, а именно экспозиция «De Profundis» («Из глубин...» — первая строка 129-го псалма «Из глубин взываю к тебе, Господи») — в рамках Дней Творческого Арсенала. Предыдущие выставочные проекты инициировались частными лицами либо общественными структурами; отличие «De Profundis» в том, что она проведена государством и более-менее соответствует провозглашенному формату «Арсенала» как своего рода комбината культурного достояния.
Для первой презентации выбрали скульптуру. Статуи, рельефы, инсталляции свезли со всей Украины, одолжив экспонаты из музеев и галерей Киева, Львова, Черкасс, Херсона, Запорожья, Переяслава, историко-культурного заповедника «Трипольская культура», а также из частного собрания Игоря Воронова. Разделы сменяются согласно историческим периодам: Трипольская пластика (V — III тыс. до н. э.), древняя скульптура (II тыс. до н.э. — XIII в.), народная деревянная скульптура (ХVII — ХIХ в.), барочная скульптура «львовского Микеланджело» Иоанна Пинзеля и его школы (ХVII — XVIII в.), классический авангард (ХХ в.) — Александр Архипенко и, наконец, достойная подборка работ современных украинских скульпторов. Добавлена также отдельная секция «Мистецький Арсенал: минуле і сьогодення», посвященная истории здания на улице Мазепы.
Сопровождающие мероприятия объединяли музыку и видео: виртуальный концерт «Антология украинской хоровой музыки» (хоровые произведения от церковных средневековых монодий до кантаты Валентина Сильвестрова в записи, под видеопроекцию фильма Александра Дирдовского), медиа-инсталляция «Чаша покаяния» (вокальные произведения одного из интереснейших киевских композиторов Виктории Полевой в записи и видео Дирдовского) и живой концерт «Дмитрий Бортнянский и украинская музыка XX в.» (фортепьяно — Евгений Громов).
Скульптурная экспозиция завораживала как разнообразием, так и неожиданными внутренними параллелями, когда архаическая пластика скифского периода перекликалась с новейшими экспериментами, а барочная ироничность Пинзеля отражалась в опытах постмодернизма. Организаторам удалось показать преемственность и оригинальность украинского искусства ваяния, выставив его лучшие образцы. Музыкальная часть была достойна наивысших похвал. Евгений Громов так же строит свои программы на сопоставлении давней, доромантической традиции и наследия академического авангарда; контрасты и параллели между творчеством Бортнянского и наших современников придали структуре концерта изысканность и энергию.
Жаль только, что высокопоставленные гости, пришедшие на мероприятие, сопровождая Виктора Ющенко, показали свою слабую образованность и еще меньшую воспитанность: вставали, ходили, говорили по телефону, просто разговаривали — иногда почти не было слышно музыку. К счастью, после первого отделения политики и их свита ретировались, и далее концерт продолжался без помех.
Ситуация с Арсеналом — это тот случай, когда на первом этапе форма по своей важности превосходит содержание. Ведь «Из глубин...» является еще своего рода промежуточным отчетом, демонстрацией того, на какой стадии готовности находится самый амбициозный музейный проект за все время независимости.
Следовательно, ворота на входе — авторская работа львовской мастерской «Писанка» под названием «Древо Украины», — настоящий эталон кузнечного ремесла. Во дворе начато планирование парка скульптур, но до завершения работ еще далеко; так же дело обстоит и с озеленением, освещением, лавочками, туалетами, вспомогательными службами. Что же касается, собственно, Старого Арсенала, то, как и раньше, задействовано только восточное крыло. Вставили наконец нормальные окна, из-за того в помещении перестало быть холодно, как в погребе. Внутри не оставили кирпичной кладки стен — ее загрунтовали и побелили, причем последнее сделали халтурно, самой дешевой побелкой, о которую еще и пачкали свою одежду гости. А вот кирпичную фактуру потолка и стен снаружи сохранили, подчеркнув желтоватым полупрозрачным покрытием. Такое сочетание: светло-лимонный потолок, белые стены, высокие окна в темных рамах — кажется не самым худшим решением именно для экспозиционных проектов: много света, большие белые плоскости, на фоне которых можно хорошо подать как живопись, так и объемные объекты. При декорировании воздержались (во всяком случае, пока) от китчевых росписей в псевдофольклорном стиле — это непоправимо испортило бы интерьеры.
А впрочем, о конечном результате говорить еще слишком рано. Большая часть Арсенала еще не открыта. Конкурс на проект реконструкции выиграла японская фирма, сомневаться в ее профессиональности нет повода, но, как свидетельствует печальный опыт подготовки к Евро-2012, даже выигрыш ничего не гарантирует в такой коррумпированной отрасли, как строительство. Что будет дальше — можно будет увидеть уже в сентябре, когда откроют скифскую коллекцию, а также во время «Гоголь-феста», который, возможно, охватит незадействованные по сей день площади.
Возвращаясь к содержанию, должен отметить, что вскоре это может обернуться большой проблемой. Ведь для подтверждения статуса «украинского Лувра» нужно иметь соответствующую коллекцию. А где ее взять? Коллекции и того же Лувра, и венского «Квартала музеев», о котором также любят вспоминать распорядители Арсенала, собирались десятилетиями. Забирать что-то у региональных музеев было бы просто непорядочно. Нужно выходить на аукционы, работать с коллекционерами, а это подразумевает немалые правильно потраченные деньги, привлечение действительно компетентных специалистов, одним словом, — такой уровень профессионализма, которого в наших анархических условиях ныне сложно достичь. Главное, чтобы Арсенал превратился из «игрушки Президента», как его преимущественно воспринимают сегодня, в действительно престижный, общенациональный проект, и сплачивал бы всех людей, которые могут повлиять на его судьбу, самим фактом своей важности и сегодня, и для следующих поколений чиновников и меценатов.