Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Шестидесятые...

Еще одно художественное лицо эпохи
12 января, 2016 - 10:19
СЕРГЕЙ ГРИГОРЬЕВ. «ФЕВРАЛЬСКИЕ ЛУЧИ». 1964 г.
ТАТЬЯНА ЯБЛОНСКАЯ. «ОЛЯ (ДОЧЬ)». 1964 г.

В залах галереи «Хлебня» Софии Киевской проходит выставка «Великі сподівання», где собраны образцы украинского изобразительного искусства шестидесятых годов (а если точнее  — с конца пятидесятых до начала семидесятых).

Отличие экспозиции от преимущественной сегодня трактовки шестидесятых ощущается еще на лестнице перед выставочными залами, где расположились рекламные плакаты тех лет. Плакатам и карикатурам посвящен и первый зал. Правда, без глубокого идеологического погружения. И уже дальше происходит большое жанровое и стилистическое разветвление. Но везде проходит линия мягкого и живого позитива. Выставка «Великі сподівання» показывает шестидесятые годы не как сопротивление, альтернативу, борьбу, андеграунд, а как собственно «оттепель» в прямом смысле этого слова: облегчение, оживление, глоток свежего воздуха. Простые и часто будничные надежды на лучшее. Попытки обновления или возврата к закрытому и забытому.

Безусловно, это в определенной степени (хотя и не у всех художников) возвращение к традициям украинского и не только украинского модернизма и авангарда. Эти стилевые тенденции на новом этапе у художников «Великих сподівань» вышли, конечно, далеко не такими экспериментальными и концептуальными, как, скажем, в двадцатые годы. Они стали уютнее, лиричнее — некой «неоклассикой». Интересно и по-разному сосуществуя с традицией реалистично-романтичной. Конечно, это и возвращение к мотивам национального искусства. Опять-таки довольно умеренное. И, конечно, трудно представить искусство Советской Украины шестидесятых годов без отказа от господства соцреализма предыдущих десятилетий (сказать, что он тогда исчез полностью, было бы большим преувеличением).

Легкие воздушные пейзажи, задумчивые портреты, фарфоровые фигурки джазовых музыкантов, жанровые сценки на пляжах, коньках и базарах, архитектурные проекты станций киевского метро и всевозможных микрорайонов, которые на этих изображениях кажутся элегантными и стильными, а не такими, как они выглядят сейчас. Шестидесятые высоких причесок и тихих двориков будущих мегаполисов, а не шестидесятые диссидентсва. Что ж, разные лица эпохи имеют равные права на существование и отражение в искусстве. В этом смысле выставка «Великі сподівання» входит в интересный диалог с другой выставкой — «Искусство украинских шестидесятников. Возможность музея», которая параллельно проходит в Национальном художественном музее Украины и о которой уже писал «День». Ведь в Национальном музее как раз больше ориентируются на монументальнее, концептуально более последовательное крыло тогдашнего украинского искусства с выразительным духом если не политического протеста, то по крайней мере вызова и жеста. Лучше всего, конечно, посмотреть обе эти выставки, чтобы получить максимально стереоскопический эффект.

В «Великих сподіваннях» радует ненавязчивость экспозиции. Начинаясь довольно игриво и акцентировано (чего только стоит плакат с призывом ехать работать на Донбасс, иллюстрированный гуцулом в поезде на «Сталино»), впоследствии она оставляет зрителя лицом к лицу с искусством. Парадоксально, но не всегда наилучшее состояние этих произведений (работы собраны из разных публичных и частных коллекций) только усиливает ощущение интимности. И ощущение историзма, некий антикварный эффект.

Олег КОЦАРЕВ, фото Николая ТИМЧЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ