В эти выходные в Украинском доме в Киеве состоялся первый шоколадный фестиваль «Корона». Его основателем выступает компания «Крафт Фудз Украина» — производитель известной одноименной торговой марки. По словам организаторов, подобные действа очень популярны в Европе и Америке. К слову, в итальянский город Перуджа туристы съезжаются буквально со всего мира, чтобы отведать разнообразнейших сладостей. Два года назад таких гурманов вместе с участниками было зарегистрировано рекордное количество — 900 тысяч! А Вервье в Бельгии ежегодно на несколько дней превращается в самый сладкий город мира. Когда-то там работало более 300 шоколадных фабрик. Собственно, на празднике можно ознакомиться с процессом приготовления сладостей, что, очевидно, имеет давние традиции. Во Франции же проходит оригинальный салон, где выбирают «Мисс какао». Также устраивают дефиле, на котором кутюрье демонстрируют одежду из шоколада или аксессуары из него как дополнения к обычным тканевым платьям или костюмам.
«Мы любим Украину и изучаем вкусовые предпочтения украинцев, — говорит председатель правления «Крафт Фудз Украина» Юрий Логуш. — «Корона» разработана специально для отечественного рынка и внедрена в производство на нашей Тростянецкой фабрике в октябре 1995 года. Тогда, собственно, как и сейчас, была большая конкуренция: 26 кондитерских фабрик, из которых семь или восемь делали шоколадные плитки. Но очень быстро мы завоевали симпатию потребителей — в 1997 году настоящий черный шоколад «Корона» стал брендом №1 в стране. Первые позиции удерживаем и по сей день. А все потому, что закупаем качественное сырье и тщательно следуем наивысшим стандартам в производстве, потому что имеем единственный в Украине полный цикл изготовления шоколада — от оброботки какао-бобов до готового продукта. Доказательством того, что наши технологии самые лучшие, является тот факт, что в Тростянце у 2001 году начато производство шоколада «Милка». На то время марку изготовляли толька две фабрики в Европе!» За всю десятилетнюю историю было произведено сто тысяч тонн шоколада, а это — один миллиард шоколадных плиток!
«Это первый шоколадный фестиваль в Украине, основателем которого, наверное, должен стать лидер на отечественном рынке, — продолжает Святослав Комаха, менеджер по маркетингу в категории кондитерские изделия. — «Корона» — самый любимый шоколад наших соотечественников. В честь десятилетия бренда мы устраиваем праздник всем, кто любит шоколад. Надеемся, через несколько лет он вырастет до таких масштабов, как, например, в Перуджи в Италии».
Открытие фестиваля состоялось в пятницу в кругу коллег, партнеров и друзей. Тогда же была презентована самая большая шоколадная плитка в мире (!) — весом 3 тонны, длиной 4 метра и шириной 2 м. Она сразу попала в Книгу рекордов Украины, а самая большая плитка в Книге рекордов Гиннеcса весит 2,280 кг. Что тут скажешь?.. Произведение поражает своими размерами. Хочется подойти поближе (не часто доводится созерцать такой шедевр с претензией называться мировым), но как-то боязно, а вдруг... По словам Святослава Комахи, его устанавливали 14 часов! А на его приготовление ушел целый месяц. «Уникальность этой плитки заключается еще и в том, — говорит Святослав, — что она сделана вручную. Мастера Тростянецкой фабрики для ее создания использовали методы, по которым давние ацтеки и майя — первые народы, начавшие использовать какао-бобы, строили свои храмы и пирамиды. Творение состоит из более ста шоколадных монолитов, соединенных в один исполинский с помощью горячего шоколада». Кажется, из него могла бы выйти монументальная скульптура. Именно скульптуры по шоколаду предлагали художники Александр Волосенко и Владимир Кузнецов. Обычно они работают с гипсом, камнем, деревом и даже льдом. А вот с шоколадом — впервые. Из вкусных блоков весом по 40 килограммов каждый создали корону, какао-боб, обнаженный женский торс (традиционное вдохновение творческих мужчин) и вождя какого-то из индейских племен. Признаются, что работать было непросто — материал несколько ломкий. Хотя, по их мнению, лепить из черного шоколада легче, чем из молочного, — он более однородный. Узнаю, что фигуры могут быть и цветными, если использовать пищевые красители. Нужно порекомендовать попробовать себя и моей тете, известному скульптору Христине Качалубе из Швейцарии, где наверняка тоже проходят такие фестивали.
Рядом с импровизированной мастерской бутик со сладким разнообразием в форме шахматных фигур, медальонов, подков, сердечек, которые мысленно и выбираю. К ним в полете фантазии добавляю миниатюрную шкатулку из фарфора и перевязываю ее яркой лентой. Разве не удачный подарок? «Остановили свой выбор на сердечках? Я тоже их присмотрела», — озвучивает мои намерения Юлия Мищенко, солистка группы «Талита Кум». Нет, в чем-то мы, женщины, таки схожи. «Корона» основала очень хороший фестиваль, — делится она впечатлениями. — Я много нового узнала из истории шоколада, хотя давно этим интересуюсь». Собственно, почерпнуть знания можно было возле следующего стенда, где предлагалось пройти путь рождения шоколада в виде интерактивной компьютерной игры. Он начинался рассказом о том, что дерево какао растет от 3 до 5 лет, пока впервые зацветет, и заканчивался приблизительно так: «темперуем нашу шоколадную массу, чтобы она имела нежный вкус, и заливаем в формы...», т.е. ознакомление с полным циклом производства шоколада. В противоположном конце зала по желанию сразу проверялись усвоенные знания. Компьютеризированный автомат, стилизованный под древние каменные памятники ацтеков, задавал вопросы вроде: «Cколько раз в году срезают плоды с дерева какао?»
Возле витрины с горячим шоколадом присоединяюсь к спортсменке Стелле Захаровой. Из разговора с ней узнаю, что «Корона» была одним из спонсоров турнира по художественной гимнастике. Сразу вспоминаю, что недавно при содействии этого бренда киевляне и гости столицы смогли посмотреть ледовое шоу Виктора Петренко «Мы — чемпионы» с участием призеров Олимпийских игр по фигурному катанию разных лет. Руководство «Крафт Фудз Украина» постоянно подчеркивает, что компания как отечественный производитель чувствует социальный долг перед украинским обществом, поэтому часто выступает меценатом интересных акций. Вспомнить хотя бы программу «Империя кино» на канале «1+1», где по инициативе «Короны» впервые фильмы иностранного производства адаптировались на украинский язык. Также она поддерживала Международный оперный фестиваль в Одессе «Золотая корона» и уже шесть лет подряд проводит литературный конкурс «Коронация слова». Режиссер первых «Коронации слова» и «Золотой короны» Сергей Архипчук отмечает: «Здесь удивительная атмосфера! Особенно в эти морозные дни захватывают пряные латиноамериканские танцы, в частности, страстное танго, мировые шлягеры в исполнении мини-оркестра и, конечно же, этот шоколад с ударением на его истоки. Уверен, многие акции, к которым причастна «Корона», свидетельствует о приоритетах руководства и философии компании вообще. У нас много людей, которые всем рассказывают, как все должно быть, однако очень часто эти разговоры так и остаются бесплодными. Альтернативой им служат такие деятельные бизнесмены, как в компании «Крафт Фудз Украина».
Популярного украинского дизайнера Лилию Пустовит я застала за непростым выбором — из каких ингредиентов сделать шоколад: миндаля, фундука, изюма, вафельной крошки или цукатов? Нужно было быстро думать. Желающих создать свой маленький шедевр было достаточно. Кто знает, может, здесь и рождаются новая интересные рецепты для «Короны»?.. «Меня вдохновляет радость гостей, — признается Лилия. — Они преисполнены хорошего, даже какого-то блаженного настроения. Наверное, шоколад таки имеет магические свойства, а значит, я не исключаю, что он как элемент не появится в моем творчестве. Сейчас как раз работаю над коллекцией осень-зима 2006—2007. В ней будут преобладать шоколадные и бордовые цвета. Очень хочется подобрать к ним тоненькие ленточки для оформления оттенка старого золота. В конце концов, ищу все, что подойдет под эту гамму».
Для того, чтобы как можно достовернее и отчетливее передать читателям всей Украины атмосферу этого феерического действа, организаторы объявили конкурс для журналистов на лучшую публикацию. Среди членов жюри — Максим Рыльский, председатель правления всеукраинского центра пресс-клубов «Украина Форум», Игорь Лубченко, председатель национального союза журналистов, Валерий Оселедчик, генеральный продюссер телеканала «1+1», и другие. Четырех авторов самых оригинальных материалов ждет в мае поездка в Кельн на международную выставку шоколадных изделий, а остальных — поощрительные призы. Но ведь известно, какими щедрыми могут быть поощрительные призы от «Короны»...
В субботу — воскресенье на фестиваль пришло много людей: парами, семьями, компаниями. Каждый прежде всего пытался создать свой шоколад, мол, когда еще выпадет такой случай. Книголюбы покупали книги победителей разных лет «Коронации слова». Молодые люди толпились возле бутика — скоро же праздник Святого Валентина. Детишки просили родителей взять их на руки — а вдруг забудут купить что-то из любимых сладостей. Меня растрогала одна сцена — она была будто воспоминанием из детства. Девочка лет пяти плелась позади мамы, на ходу жадно поедая шоколад, а оставшийся распихивала по карманам. «А вдруг взрослые передумают, мол, сладкое можно есть только после ужина», — так она, наверное, думала. Трогательно.
Первый шоколадный фестиваль «Корона» был радостным, даже каким-то жизнеутверждающим. От него веяло благосостоянием. Он обострял чувство стиля и, очевидно, хорошего вкуса.