Тузов участвовал в передачах студии «Гарт», работал в прямом эфире. В последнее время делал программу «Час европейский», которая шла в эфире сразу трех каналов: «Интера», УТ-1 и ICTV.
— Я впервые столкнулся с ситуацией, — сказал Дмитрий, — когда «кидают» не только при покупке автомобиля или квартиры, но и авторов телепрограмм. Проект «Ток-ринг» готовился мною — как автором и ведущим, и режиссером Владиславом Криворучко, мы принесли его в НТКУ, в ТВО «Громада» в конце прошлого года. Но поскольку мы не являемся штатными сотрудниками этой телекомпании, к нам была приставлена в качестве продюсера Светлана Карасенко. И сразу произошло отлучение от проекта моего соавтора Влада Криворучко. Режиссером стал Виктор Панфилов.
Съемки программы были еще в марте и апреле, но пошла в эфир она почему-то только в сентябре, уже после появления на «1+1» аналогичного ток-шоу Мыколы Вересня. Возможно, первые наши записи программ были не совсем удачны, в том числе и по моей вине: до того я никогда ток-шоу не вел. Во время записи последних программ я уже чувствовал себя куда уверенней, да и не только я, а все участники. Сегодня есть накатанная технология, и любому человеку, приходящему в программу, работать легче, чем нам, с нуля.
Но потом меня убрали из эфира. Сделали это очень технично: предложили такие условия, которые я, как нормальный человек, журналист, автор, никогда бы принять не смог. Я вдруг узнал, что г-н Панфилов будет задавать мне темы передач. И вообще, у него проявился уклон в сторону этакого шоу, на которое я пойти не мог. Карасенко взяла на себя функции редактора, без меня стали передачу монтировать, у нас начались конфликты, и теперь она взяла на себя право заменить ведущего. Против тех ведущих, которые сейчас появились в эфире, я ничего не имею. Наталья Кондратюк, например, прекрасно провела свой прямой эфир. А вот Игорь Храновский — не журналист, а представитель фирмы «Сименс». Почему он оказался на месте журналиста — об этом можно только догадываться.
За девять месяцев работы команда, которая работала на программу, не получила ни копейки, хотя сама Карасенко получала зарплату.
Я сейчас смотрю программу, в ней ничего не изменилось: осталось наше название, все режиссерские разработки — один к одному! А ее авторов из программы выжили.
Когда я почувствовал, что меня конкретно выталкивают, я пошел и зарегистрировал свои права на передачу в Агентстве по охране авторских прав. Поскольку так со мной обошлись, я веду переговоры с другим каналом насчет этого ток-шоу, и собираюсь подать в суд о защите своих авторских прав. Для нашей страны это будет прецедент.
Для составления более полной картины конфликта «День» обратился к противоположной стороне.
Светлана Карасенко, продюсер программы «Ток-ринг» (УТ-1):
— Режиссер и творческая группа считают, что Тузов как шоумен не соответствует задачам ток-шоу. Он грамотный человек, чтобы и в дальнейшем делать этот проект — но лишь как журналист. А у него позиция одна — он хочет быть ведущим. После первых программ, не вполне удачных, мы дали ему возможность попробовать себя еще, записали четыре новых программы. Просмотрев материал, мы были вынуждены пробовать других ведущих.
Виктор Панфилов, режиссер «Ток-ринга»:
— Дмитрий хочет сам вести все передачи, но это так же смешно, как если бы на роль пригласили какого-то актера, а потом он требовал, чтобы режиссер снимал его во всех фильмах. Тузов не может быть шоуменом. Сейчас я взял Коротича, Наталью Кондратюк. Игорь Храновский великолепно провел передачу, как актер, как человек чувствующий, интеллигентный. Это новое лицо на украинском экране!
После передач я проставляю оценки по трем критериям: компетентность, телегеничность, умение шоумена. Коротич у меня получил 3-2-3. Больше я с ним работать не буду. Он хороший газетчик, но не ведущий. Храновский получил 5-3-5. А Тузов — 2-2-2. И все. Я не могу на всю Украину показывать эту некомпетентность, неартистизм.
— Но он же еще и автор...
— Да какой он автор? Чего? А режиссер, художник — ни при чем? Делает — коллектив! И в титрах он не указан как автор. А пойти, оформить такую бумажку — раз плюнуть. Приходи в Агентство по авторским правам, плати деньги, и тебе выпишут бумажку, что ты — автор произведения! Если оно не числится еще у них в компьютере.
— И каково будет ваше дальнейшее сотрудничество с Тузовым?
— А мы не отказываемся. Хотя он уже побил все горшки — своим гонором. Он с нами работать не сможет.
Итак, столкнулись две амбиции: «Это мой проект!» и «Он не подходит мне!» В результате вся творческая энергия обеих сторон уходит в дрязги. История украинской журналистики знает подобные спорные ситуации с авторскими правами — расколовшееся «Гала-радио», программу «Вікна», разделившуюся на «Вікна» Княжицкого и «Вісті тижня» Канишевского. Все эти конфликты свидетельствуют, что нынешнее законодательство по авторским правам в сфере интеллектуальной собственности не учитывает многих реалий. Далеко не всегда, впрочем, его вообще придерживаются. Воспринимая данную ситуацию лишь как повод для серьезного анализа проблемы экспертами, «День» приглашает к дискуссии всех, кто профессионально занимается ТВ и правом.