Как часто слышим: «Я не имею сил, я измучился, устал...» Что это? Массовые жалобы недовольных, измученных жизнью людей, общий признак неспособности современного поколения, которое в результате социально-экономических неурядиц устало по свету ходить? Как преодолевать то состояние, что его медики диагностируют как синдром хронической усталости? На эти и не только эти вопросы отвечает доцент кафедры психиатрии и психотерапии Львовского медицинского университета Надежда Ивановна ДОЛИШНЯЯ.
***
— Еще несколько десятков лет назад такого заболевания врачи не диагностировали, то есть, болезни «синдром хронической усталости» будто не было, — рассказывает Надежда Ивановна. — Это состояние описывали под разными названиями — неврастения, невроз и тому подобное. И только в 1984 году американский психиатр Ллойд впервые описал это как синдром хронической усталости. Сначала заболевание просто констатировали как определенное состояние, которое заключается в повышенной утомляемости, плохом настроении, сниженном иммунитете, снижении реактивности, избыточной раздражительности, плохом сне, снижении умственной работоспособности, потере памяти. Причины заболевания искали в состоянии организма. Одни связывали это с какими-то инфекциями, которые будто бы «дремлют» в организме и проявляют себя в том, что эмоционально истощают человека, другие считали, что это является результатом сниженного иммунитета, и только в последние годы начали изучать психологические ситуации, которые имеют отношение к возникновению этого синдрома.
— Могут ли все подвергнуться этому синдрому?
— Нет. Преимущественно хроническую усталость имеют люди, которые работают преподавателями, врачами, руководителями, то есть, та категория, которая часто себя утверждают за счет борьбы со слабыми сторонами тех, с кем работает.
— Если я правильно вас поняла, представители выше перечисленных профессий отдают в «чужие руки» слишком много эмоций, собственной энергии, взамен не получая ничего.
— Правильно. Но почему они отдают так много энергии? Почему человек не может себе сказать: «Я это могу, а этого, по независимым от меня причин, — не могу»? Почему человек признает в себе только силу, а не хочет осознать своей слабости? Усталость накапливается за счет нереальной оценки собственных возможностей — когда имеет место неправильное воображение о своих преимуществах и недостатках. Именно тогда мы пользуемся не реальной, а мнимой силой. А где ее взять? Это приблизительно так, как аккумулятор, который нормально работает, когда он хорошо заряжен. Человек тоже должен черпать где-то силы. Когда он их только отдает, а не имеет откуда пополнить, тогда и возникает синдром хронической усталости.
— Подвергаются ли синдрому хронической усталости люди, которые выполняют ежедневно простую физическую работу?
— Разница между усталостью от простого физического труда и синдромом хронической усталости в том, что физическая (мускульная, телесная) усталость — это реальная нагрузка, которую человек чувствует после работы, и тогда, чтобы снять эту нагрузку и усталость, достаточно, например, просто прилечь отдохнуть, и усталость минует. Синдром хронической усталости наступает в результате выраженного эмоционального истощения, связанного с нереальным вкладыванием эмоций в тот или другой труд, непосильный с самого начала. То есть, тех эмоций нет, мы буквально вытягиваем их из себя (есть такое выражение «тянуть из себя жилы»), чтобы заставить кого-то что-то делать. Нередко синдром хронической усталости приобретают родители, воспитывая непослушных детей. И на фоне первичной эмоциональной усталости развивается усталость интеллектуальная, мускульная, телесная и тому подобное. Еще один пример. Часто нам приходится много интеллектуально работать — допустим, пишем книжку или готовимся к защите диссертации. В процессе работы, без сомнения, мы измучиваемся. Но если работаем ежедневно, постепенно, когда человек реально может себе представить, что он каждый день конкретно способен сделать, он работой этой очень не проникается, эмоционально не истощается, поэтому не подвергается синдрому хронической усталости.
— Имеет ли синдром хронической усталости так называемую сезонность?
— Нет, синдром привязки к времени года не имеет.
— Сколько же может длиться заболевание?
— Месяцами. И как следствие — усталость может потом вообще не проходить. И медикаментозное лечение в таких случаях почти не помогает.
— Чем опасный синдром хронической усталости?
— Тем, что может спровоцировать глубокую депрессию, разнообразные телесные заболевания, — уже как наслоение, то есть, начинает болеть сердце, может появиться язва желудка, пошаливает печень и тому подобное.
— Если я заподозрила у себя синдром хронической усталости, то к какому врачу должна обратиться?
— В первую очередь, что нужно сделать в такой ситуации, — дать себе отдохнуть, а затем пойти к психотерапевту, чтобы понять свою проблему — что за причина в самом себе привела к синдрому хронической усталости? Синдром хронической усталости — это изнеможение от борьбы за собственное «я».
— То есть, выйти из этого состояния, невзирая ни на что, можно?
— Да, но только в случае, если хорошо самого себя понять, абсолютно четко осознав, что наша профессия, наши обязанности — это не мы, а только приложение к нам. А мы — это то, что имеем генетически от своих дедов-прадедов, а также наши социальные условия, семья и тому подобное.
— Как часто нужно отдыхать при таком синдроме, каков должен быть отдых и сколько он должен длиться?
— От себя далеко не убежишь. Где бы ты не был, всегда в душе, будто в чемодане, перевозишь свои проблемы — даже если утешаешь себя надеждой, что ты их оставил дома. Поэтому проблема не в том, чтобы убегать от синдрома хронической усталости, а в том, чтобы понять себя. Причем понять реально, а не воображаемо. Я настаиваю на том, что каждый человек должен сам организовывать себе отдых: не суть важно где — дома, на диване с книжкой, или в далеких путешествиях. Главное — позитивные эмоции, чтобы отдых был по нраву, чтобы была возможность переключить внимание от повседневной рутинной жизни. А особенное удовлетворение человек получает от того, что он во время отдыха может позволить себе то, чего по разным причинам лишен в рабочие будни. И речь не идет о чем-то чрезвычайном, потому что даже позволить себе ходить определенное время в свободной одежде, чего не можешь сделать на работе, — это тоже радость, удовлетворение, возможность расслабиться. А еще на отдыхе стоит раздвинуть те рамки, в которые мы зажаты условиями труда, этикетом, в конечном итоге.
— Синдром хронической усталости, наверное, не может диагностировать ни одно медицинское оборудование?
— Этот диагноз является результатом, по моему мнению, собственно, психологических изменений в деятельности организма. Поэтому на этот диагноз может вывести психолог, но диагноз можно поставить только после того, как человек хорошо обследован — когда исключены другие заболевания. Потому что синдром усталости может быть симптомом разных соматических заболеваний. Легче всего сказать, например, человеку, имеющему онкологическое заболевание, который пришел к психиатру и жалуется на тотальную усталость, что у него синдром хронической усталости. Сложнее исключить реальное соматическое заболевание. Поэтому перед тем, как ставим этот синдром, мы всесторонне обследуем пациента. Психотерапия, которая существует в мире уже свыше тридцати лет, теперь, наконец, начинает развиваться и в Украине, и люди должны это понять и начать обращаться к психотерапевтам, чтобы изменять себя на благо самих же себя. Возможно, тогда уменьшится число людей страдающих синдромом хронической усталости.